Победителей всегда видно на старте? (о школе и обидчиках)

(Примечание: это – одна из моих самых старых и первых статей на тему аутизма, которая появилась задолго до того, как я создала этот блог)

“Победителей всегда видно на старте.” Я часто слышала это и подобные высказывания, когда была маленькой. Родители, учителя, знакомые и СМИ пытаются доказать нам, что от того, как мы ведем себя в школьные годы, как мы учимся, и как общаемся со сверстниками, зависит вся наша дальнейшая жизнь.

Многие люди считают, что нельзя быть интровертом. Хуже этого может быть только то, что тебе не только неинтересно, но и сложно общаться. Тогда ты опасен для общества, ты — потенциальный преступник. Никто не будет смотреть на то, что люди, подобные тебе, обычно становятся жертвами.
Если ты не интроверт, если ты пытаешься общаться и не можешь — ты не намного лучше интроверта. Может, даже хуже. Тогда ты неудачник, который, скорее всего, по всеобщему мнению, озлоблен на весь мир!

Когда говорят о серийных убийцах и террористах, часто вспоминают, что у них было мало друзей в детстве или что над ними издевались сверстники, когда они учились в школе. В различных «психологических триллерах» этим якобы объясняют мотивы персонажа и то, почему в нем так много жестокости. И это не просто книги и телевизионные репортажи — подобная подача информации опасна. В последнее время в западных СМИ даже существует тенденция приписывать аутизм всем преступникам-подросткам, совершившим массовую стрельбу в школе.
Мы ведь не способны к эмпатии и озлоблены на весь мир, так? А значит мы способны на все! И поэтому вы можете убивать нас за неадекватное поведение, арестовывать нас, допрашивать нас даже тогда, когда мы не можем говорить! Ведь мы все равно не можем понять ваши чувства, значит и вам не надо понимать наши. Мы воспринимаем вас как инопланетян, а значит и мы — не совсем люди!

Я не знаю, сколько аутистов подвергалось насилию со стороны полицейских в России, скольких из них незаконно задержали! Я знаю американскую статистику, и не верю, что у нас она намного лучше.

В книгах и статьях то и дело пишут о том, как важно для ребенка «ладить со сверстниками», особенно аутичному ребенку, как ему важно научиться сочувствовать другим и понимать их. Я не знаю, через что прошли авторы этих статей, не знаю, какой была их жизнь. Может они и могли ладить с теми, кто избивает их ногами и обзывает «убогими», смеется после каждого их слова, подставляет их перед начальством (а в случае детей-аутистов перед учителем) и портит их имущество. Иногда бывают люди, способные простить постоянную травлю и побои, и проявить сочувствие к обидчикам. Но не все люди способны на это.
Возможно также те, кто пишет подобные статьи могут общаться, когда освещение настолько неприятное, что кажется, что их чем-то стукнули по голове, все звуки сливаются воедино и трудно разобрать голоса, а вокруг мельтешат и мельтешат новые люди.
Возможно. Но не все люди способны на подобное общение. Не всем оно надо, и не всем оно пойдет на пользу.

Если ты нейротипик и ты не хочешь прощать тех, кто бьет и унижает тебя, это нормально. Их не предлагают тебе в друзья, ведь рядом так много «нормальных» детей, таких, как ты, с которыми тебе легко общаться.
Если ты нейротипик и ты не мог общаться из-за слишком яркого света и слишком громких звуков, это нормально. Ведь такое состояние не может продолжаться долго! И вскоре ты снова сможешь общаться со своими «дружками-приятелями».

Но что, если оно никогда не пройдет? И твои дружки-приятели не станут относиться к тебе лучше, а для тебя они будут все теми же инопланетянами, похожими друг на друга, но не похожими на тебя?!

Тогда тебя не оставят в покое, даже если ты будешь молчать.

Когда мои одноклассники донимали меня в школе, я открывала рот, чтобы ответить, и не могла ничего сказать, а мои одноклассники смеялись.

Тогда я еще не слышала про синдром Аспергера. Мои родители объясняла мне мои проблемы тем, что у меня нет силы воли. И вместо того, чтобы разобраться, почему мне так сложно сформулировать свои мысли, почему так сложно их озвучить, когда меня достают, я пыталась понять это загадочное словосочетание: “сила воли”.

(Если вы родитель и вашего ребенка травят в школе, никогда, никогда не говорите, что его проблема в том, что у него нет силы воли! Это так же абсурдно, как сказать ему, что кипяток из чайника обжог ему ногу просто потому, что у него не хватило силы воли отскочить в сторону!)

Мои родители рассказывали мне про своих знакомых, которые счастливы только потому, что с детства умели ладить с людьми. Подобные истории я часто слышала по телевизору. И я верила, что школьная жизнь почти всегда связана с дальнейшим опытом. Верила настолько, что когда впервые прочла о том, что Стива Джобса доставали хулиганы, я не поверила этому. Разве возможно, что человек, который в будущем договаривался со столькими людьми, в детстве не мог справиться с шайкой хулиганов?!

Я думала, что моя ошибка только в том, что я не могу говорить! Как будто это решало проблемы с распознованием лиц, со странной жестикуляцией и походкой и с непониманием социальных норм!
Но я не понимала, насколько сильно я отличаюсь от других.
Но теперь я понимаю это, и теперь я могу говорить. И я хочу сказать тем аутичным детям, которые сейчас учатся в школе то, что в свое время могло бы пригодиться мне самой, помогло бы мне понять ситуацию.

Я не знаю, чем вы объясняете для себя то, что вас донимают в школе, но вам не дают нормально жить не из-за того, что вы в чем то виноваты. Ваша вина только в том, что у вас другие гены — в том, что вы отличаетесь от большиснва.

Вы не выбирали, быть вам аутистами или нет. И в том, что вы аутист нет ничего плохого. Вы не больны и не ущербны. Аутизм- часть вашей личности, и вы не должны стремиться стать другим человеком. Если кто-то говорит вам об “исцелении” и “борьбе с аутизмом”, он просто не понимает, что аутист никогда не сможет стать нейротипиком, точно так же как и нейротипик никогда не может стать аутистом. Кроме того, аутизм влияет на ваш образ мышления, и если бы даже возможно было бы сделать так, чтобы вы перестали быть аутистом, это все равно как если бы вы вдруг исчезли и вместо вас появился бы другой человек, или если бы вашу личность перепрограммировали.

Проблема не в нас в вас, а в тех, кто вас достает. Проблема не в аутизме, а в предрассудках, существующих в обществе. Проблема в незнании – в том, что большинство людей не знают, что такое аутизм. Проблема в том, что государство и общество не сделали все возможное, чтобы у аутистов были такие же возможности, как и у нейротипиков. Вот с этой системой действительно “что-то не так”. Проблема в ней, а не в вас.

В восемнадцатом веке во многих странах Европы евреи жили в гетто. В их жизни было много ограничений, которых не было у других людей. В немецком городке Франкувер на Майне, в одном из таких гетто, жил мальчик, в которого другие дети бросали камни просто потому что он был евреем. Он жил в бедной семье, но позже он смог стать самым богатым человеком в Европе. Его звали Амшель Меер, и он взял себе фамилию Ротшильд – в честь вывески, которая висела над лавочкой. Теперь эта фамилия известна во всем мире. Его потомки до сих пор очень влиятельные люди, а дети Амшеля Меера стали первыми евреями в Европе, получившими дворянский титул. Причем пять его сыновей получили титулы в пяти странах независимо друг от друга!

Что сказали бы про будущее Амшеля Меера те, кто верит, что победителей всегда видно на старте, если бы увидели его в детстве, когда другие мальчишки швыряли в него камни?!
Я пересказала вам эту историю потому, что в свое время, когда я хотела заниматься бизнесом, она произвела на меня большое впечатление – я знала, что плохо лажу с людьми, но поняла, что несмотря на это, мне не сложнее достигнуть своих целей, чем еврею в средневековой Европе стать дворянином.

Вряд ли вы считаете, что этот Амшель или любой другой еврейский ребенок того времени, сам виноват в том, что сверстники издевались над ним за то, что он еврей.
Вряд ли вы решите, что чернокожие в США сами виноваты в том, что их дискриминировали.

Тогда почему вы иногда допускаете мысль о том, что сами виноваты в том, что происходит в школе?! Ведь ситуации совершенно аналогичные. Все это та же чертова дискриминация, это все часть одной системы!

И вот еще две вещи: всегда есть люди, которым удавалось достичь своей цели, несмотря на дискриминацию- даже если эта цель была связана с вопросами, в которых дискриминация была наиболее сильной. И если вы, как и я, хотите изменить отношение к аутизму – даже если это не будет вашей основной работой- все вместе мы сможем это сделать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *