Источник: Neurocosmopolitanism
1) Депатологизация аутизма и аутичных людей. Аутизм — естественная вариация человеческой неврологии. Такие ярлыки как «психическое заболевание» и «расстройство» не имеют точного научного обоснования и не приносят никакой пользы для аутичных людей и их семей. Они только служат стигматизации, маргинализации и культуре стыда, которая сформировалась вокруг аутизма. Незрячие люди, глухие люди, как и многие люди с другими видами инвалидности получают необходимую помощь и аккомодацию, хоть у них нет тех ярлыков, которые обычно навешивают на психически больных людей. Если мы хотим говорить о том, что аутичные люди – инвалиды и им нужна специальная помощь, то для этого не обязательно называть аутизм расстройством или болезнью. Прекратите думать о последней версии DSM и просто полностью исключите из нее аутизм, точно также как когда-то из DSM убрали гомосексуальность.
2) Используйте язык разнообразия, а не язык патологии. Значение языка огромно. Язык, который вы используете для того, чтобы говорить об аутизме и аутичных людях, влияет на представление об аутичных людях — на то, как аутичные люди воспринимают себя, как их воспринимают другие, как их воспринимает общество в целом — и, значит, он влияет на то, как к ним относятся. В дружественно настроенном к нам мире любой человек, говорящий об аутистах, будет говорить о них так, как сейчас любой не фанатичный цивилизованный человек говорит о других меньшинствах (например, об афроамериканцах и геях). Если вы не скажете, что афроамериканцы — это люди с «негроидностью» или что они «страдают темнотой кожи», так что не говорите, что «у человека аутизм» или что человек «страдает аутизмом».
3) Забудьте о таком понятии, как норма. Признайте, что когда речь идет о человеческом разнообразии — включая разнообразие наших разумов — «норма» это очень субъективное понятие, полностью обусловленное культурой Признайте, что не существует «нормального» мозга и что соответствие концепции нормальности, которая существует в данном обществе в определенное время, ни в коем случае не является синонимом благополучия, здоровья и самореализации – на самом деле очень часто оно означает нечто прямо противоположное. Здоровый процветающий аутичный человек очень не похож на здорового процветающего неаутичного человека. Цель, которую должны ставить перед собой родители, учителя и тераписты, воспитывая аутичных детей– это воспитание здорового и успешного аутичного человека, а не воспитание аутиста, который умеет притворяться «нормальным», при этом подавляя свою личность.
4) Обеспечьте нас равными правами, которые будут гарантированны на законодательном уровне, широко интерпретироваться и воплощаться в жизнь. Необходимо признать аутичных людей социальным меньшинством и предоставить им такую же правовую защиту, которая есть (или должна быть) у этнических меньшинств. Интерпретировать эти правовые гарантии как можно шире и строго следить за их соблюдением. Когда аутичный человек подвергается издевательствам из-за того, что он аутичный, это должно классифицироваться как преступления на почве ненависти. Если АВА-терапист хватает руки аутичного ребенка, чтобы заставить его двигаться не так, как естественно для аутичных людей, это должно классифицироваться как преступление на почве ненависти. Частные лица и организации, которые говорят об аутизме как о болезни и о трагедии, и говорят о его «исцелении» и предотвращении, должны быть привлечены к ответственности за пропаганду ненависти и подстрекательство к насилию. Точно так же, как они были бы привлечены к ответственности в случае, если бы они выступали за «окончательное решение еврейского вопроса». Все, кто занимается вопросами разработки и будущего распространения дородового теста на аутизм или какого-либо другого теста пренатальной «профилактики» аутизма, должны предстать перед Международным судом в соответствии с Конвенцией о геноциде, в соответствии с которой геноцидом является любая предотвращение рождения людей, принадлежащих к определенной группе.
5) Необходимо работать на благо глобального мира и экономической справедливости. Многие неаутичные родители боятся, что если они не подвергнут своих аутичных детей обширному (и дорогому) «лечению», чтобы они больше соответствовали «норме», их дети не смогут себя обеспечивать и в конце концов закончат жизнь в каком-нибудь ужасном учреждении или на улице. Это беспокойство обосновано. Но причина этого беспокойства в том, что мы живем в мире, в котором глобальный капитализм заменил истинный дух сотрудничества конкурентной борьбой, в которой каждый «сам за себя», и в котором все, кроме самых богатых, постоянно живут в страхе перед нищетой. Это не естественное состояние человечества. Этот мир не такой, каким он должен быть. Каждый инвалид в Соединенных Штатах Америки может жить на долю от тех средств, которые наше правительство каждый год тратит на то, чтобы убивать людей на Ближнем Востоке. И это не считая тех средств, которые мы получили бы, если бы заставили гигантские корпорации и 1% процент населения США (т.е. самых обеспеченных людей) платить справедливые налоги. Вместо того, чтобы уделять такое внимание работе над тем, чтобы изменить аутичных людей и помочь им выжить в этом жестоком мир, почему бы не работать над тем, чтобы сделать этот мир менее жестоким?