Источник: Respectfully connected
Вы задавали сообществу Respectfully Connected вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы от наших авторов, и это четвертая серия ответов. (Ответы на другие темы вы можете найти здесь)
Ответы наших аутичных авторов основаны на них личном опыте, на их родительских принципах и на тех стратегиях, которые они используют для поддержки собственных детей. В своих ответах мы ссылаемся на статьи других аутичных людей, которые мы советуем вам почитать.
Вопрос 4. Как бы вы реагируйте и как помогаете детям, которые практикуют вредные виды стимминга? Например, если ребенок засовывает палец в горло, или если ребенок расчесывает кожу? И можно ли использовать неприятные стимулы (вроде зажатия пальца) для того, чтобы избавить ребенка от самоповреждающего стимминга?
Аноним: Я бы настоятельно рекомендовала вам не использовать аверсивные (неприятные) стимулы для попыток избавить ребенка от самоповреждающего поведения. На самом деле очень, очень важно определить, почему ребенок делает то, что он делает, потому что у его поведения могут быть медицинские причины.
Возможно, эта информация вам поможет:
http://itsbridgetsword.com/2012/10/07/self-injurious-behaviors/
http://emmashopebook.com/2013/02/05/self-injurious-behaviors-lets-discuss/
http://wearelikeyourchild.blogspot.com.au/2014/05/a-checklist-for-identifying-sources-of.html
Наоми: В нашей семье все уважают право человека распоряжаться своим телом, так что когда дело доходит до стимминга, то мы принимаем его и всячески его поддерживаем. Единственным исключением является тот стимминг, который может причинить вред. Когда у кого-то из детей появляется подобный стимм, мы пытаемся заменить его на другой, не вредный стимминг, или отвлечь ребенка, предложив ему какое-либо занятие или какую-нибудь игрушку. Иногда то, что кажется болезненным мне, может оказаться вполне безболезненным для другого человека, так что я должна быть осторожна и стараться не проецировать собственное сенсорное восприятие на сенсорное восприятие другого человека. Также мы не должны забывать о том, что, по сути, любое поведение является коммуникацией, и это особенно верно для тех людей, которые не могут использовать для коммуникации устную речь.
Если кто-то снова и снова использует вредные стимы и не может объяснить причину (вне зависимости от того, не может человек говорить в принципе или ему просто сложно сформулировать свои мысли), я всячески стараюсь понять причину стимминга, наблюдая за поведением, и то, можно ли удовлетворить потребности ребенка без того физического вреда, который он себе наносит. Если ребенок провоцирует у себя рвоту, я веду его к врачу.
Я бы не советовала вам использовать раздражители, которые могут предотвратить использование вредного стимминга, потому что это может помешать вам понять его причины. В таких случаях то, что спровоцировало самоповреждающее поведение, останется без внимания и в конечном итоге проявятся как-нибудь иначе.
Мег Мурри: Не думаю, что от аверсивных действий может быть серьезная польза, потому что ребенок чаще всего использует стимминг тогда, когда он ему необходим, и он может быть очень изобретателен, пытаясь обойти запрет.
Когда подобное происходит в нашей семье, я стараюсь логически обсудить эту проблему с ребенком, объясняя ему, чем вреден подобный вид стимминга – например, таким образом он может повредить кожу. И в случае, если ситуация ухудшается, мы обращаемся за помощью к врачу. Я пытаюсь предложить ребенку альтернативы – например, использовать другие телодвижения или использовать для стимминга различные игрушки. В нашей семье подобные вещи проходили довольно быстро, и они не причиняли серьезного вреда. Я знаю, что так бывает не у всех, но об этом лучше напишут другие.
Лея: В свое время я сама практиковала вредные виды стимминга, и на собственном опыте знаю, что в подобных вещах помогает только замена одного стимминга на другой. Я пробовала самые разные штуки, но в основном то, что занимает мои руки, не дает навредить моему телу. Что касается моего ребенка… мы пытаемся ему объяснять, как устроены наши тела и что может причинить им вред, предлагать ему альтернативу для вредного стимминга или закрывать одеждой те части тела, которые он может повредить. Мы никогда не будем использовать никаких аверсивных методов (вроде намазывания рук чем-то сильно пахнущим, чтобы он их не грыз), потому что считаем подобные методы издевательством над ребенком.
Мишель: Мы никогда не отучали детей от стимминга и не пытались предотвратить какие-либо виды стимминга. Когда стимминг причинял вред, мы предлагаем ребенку альтернативу, или предлагаем ему стратегии для ухода за собой. Он сам выбирает, какой метод ему больше подходит.
Например: Ребенок кусает губы и кожу около губ, пока она не становится очень влажной и не начинает кровоточить. Мы можем предложить ребенку специальный крем, который нам прописан как раз для таких случаев. Когда кожа начинает болеть, мы предлагаем ребенку жвачку и мятные конфеты, чтобы он мог жевать/сосать их, а не кожу. Мы не говорим: «прекрати сосать» мы говорим: «если у тебя болит кожа у рта, ты можешь намазать ее кремом» и «здесь твои жвачки и конфеты, если хочешь, можешь их взять». Если ребенок отказывается использовать альтернативы, то разговор на этом заканчивается. У ребенка должна возможность распоряжаться своим телом, и мы не должны вмешиваться.
Я писала статью на более широкую тему ухода за собой, которая поднималась в первых и четвертых вопросах:http://amazingadventuresautism.blogspot.com.au/2015/05/amazing-adventures-acceptance-love-and.html
Браяна: Прежде всего – ни при каких обстоятельствах в этом доме не будут использоваться аверсивные методы. Они причиняют физический и психический вред. 99% процентов моего стимминга связано с прикосновениями, хлопками и шлепками по собственному телу. Я постоянно стимлю, и часто наношу себе вред. Мне важно делать это для того, чтобы избавляться от стресса, для того, чтобы лучше обрабатывать информацию и чувствовать связь с собственными телом.
Попытки остановить стимминг действительно причиняют много стресса. И все фиджеты и игрушки для стимминга на свете не могут стать его полноценной заменой, хоть иногда они и помогают мне защитить свое тело от того стимминга, который наносит ему повреждение. Иногда, если я действительно могу сильно себе навредить, я защищаю свое тело с помощью специальных «барьеров» (элементы одежды, бинты и т.п.) или занимаюсь чем-то очень приятным и тем, что хорошо меня отвлекает.
Для меня очень важна личная независимость, и я хочу, чтобы мои дети чувствовали себя как можно более независимыми, в том числе в вопросах, касающихся их тел. Я считаю, что их стимминг для чего-то нужен, и если этот стимминг не наносит серьезного вреда их здоровью, я не буду ему препятствовать или стыдить их каким- бы то ни было образом. Если стимминг подвергает серьезному риску мою безопасность или безопасность моих детей (как это было ранее), то я пытаюсь их отвлечь или предлагаю альтернативу.
Веря, что у подобного поведения есть определенная цель, я стараюсь работать с этой целью, для начала поняв, в чем причина стимминга. Это может быть тревога, состояние, связанное со здоровьем психики, реакция на травму, какая-то проблема, желание сообщить что-то, когда у человека нет другой возможности это сообщить. Иногда мне нужно обратиться за помощью к другим людям. Я могу свободно обсуждать подобные вопросы в небольшом кругу друзей, специалистов и членов семьи.
И, что очень важно, мои дети могут принимать в этом процессе активное участие.
Я убедилась в том, что их понимание себя и их мнения важны для того, чтобы оказать им правильную поддержку, и что в таких случаях они лучше эту поддержку принимают.
Кроме ссылок, перечисленных другими, есть очень хорошее видео об самоагрессивных видах стимминга, принятии и правильной поддержки от Амисест Шабер https://youtu.be/S4lhXidFPx8