Мег Мурри: «Важность слова «нет»»

(Примечание: Мег Мурри – аутичная мать аутичного ребенка)

Источник: Respectfully connected
Предупреждение: Упоминания о злоупотреблениях, обучение «соответствующему» поведению.

Соответствие – это слово, которое у многих аутичных людей и их родителей, прежде всего, ассоциируется с АВА. На самом деле многие родительские и учительские техники основаны на бихевиористских методиках, цель которых – добиться определенного поведения. Клейкие карточки с различными заданиями, привилегии, полученные за правильно выполненные заданий и наказания за проваленные – на этом основаны корректирующие поведенческие методики обучения и воспитания.

В какой-то степени, многие дети становятся жертвами корректирующих тренировок в школе и дома, даже если они не являются нейроотличным. Многие взрослые считают, что существует только один единственный способ, с помощью которого можно обучать ребенка чему угодно, в том числе эмпатии, умению ценить свою семью, и разнице между плохим и хорошим. Некоторые исследования (например, «Punished by Rewards»  Альфи Кохена), показывают, что в школе поведение учеников с инвалидностью контролируют сильнее, чем поведение их ровесников без инвалидности.

К сожалению, для этих детей последствия тренировок, нацеленных на привитие «соответствующего поведения», могут быть более серьезными, чем для детей без инвалидности.

Главный урок, который чаще всего усваивает ребенок при обучении, основанном на поведенческом подходе: делай все, как я тебе сказал, и тебя наградят. Будь «хорошим», и тебя похвалят, и будут любить. Если ты откажешься делать то, что от тебя хотят, тебя накажут: не важно, идет речь об изоляции от коллектива, тайм-ауте, лишении определенных привилегий или о том, что у тебя отберут твои любимые вещи.

Дети часто усваивают этот урок слишком хорошо, и даже когда учителей и родителей нет рядом, они могут действовать в соответствии с менталитетом «делай что говорят». В частности, аутичных детей часто пугают неписанные нейротипичные правила и социальные коды, и они могут стараться подольше оставаться в зоне комфорта, избегая конфликта, делая то, что им сказали и оставаясь «хорошими», ради того, чтобы быть в безопасности.
Кроме того, аутичные дети склонны полагаться на  различные сценарии, которые могли бы помочь им действовать в незнакомых и запутанных ситуациях. Неаутичные взрослые могут даже не подозревать, насколько часто аутичные люди используют такие сценарии в качестве инструментов, даже когда кажется, что у аутичного человека хорошо развита речь. И чаще всего наиболее безопасными кажутся сценарии согласия:

Да. OК. Я это сделаю. Все, что ты хочешь, приемлемо.

Или: молчаливое согласие.

А теперь давайте рассмотрим ситуации, с которыми может столкнуться вначале аутичный ребенок, затем аутичный подросток и затем аутичный взрослый, при которых он, не зная как реагировать, может применить эти сценарии согласия и тем самым нанести себе вред.

– Детская травля.

-Издевательства, в том числе скрытые издевательства со стороны знакомого ему человека.

– Сексуальный опыт, на который он согласиться под давлением.

– Все решения, касающиеся ухода за детьми, в том числе следование непрошенным советам членов семьи.

– Медицинские вопросы, в которых его потребности так и останутся без внимания.

– Давление на работе с целью заставить его отказаться от аккомодации или взять на себя больше ответственности.

Я лично беседовала со многими взрослыми аутистами, и поняла, что многих из нас объединяет опыт неправильного использования сценариев согласия: да, хорошо, все, что вы хотите – прекрасно. Это проблема многих аутичных людей, вне зависимости от нашего возраста, когнитивных и речевых навыков, уровня образования и опыта работы. Все, с кем я об этом говорила, да и я сама тоже, имеют опыт такого вредного соглашательства – или опыт ситуаций, когда мы боялись возразить – и это сильно нам вредило. Такое случалось не время от времени, это было на протяжение всей нашей жизни.

Этого достаточно (хотя есть и другие причины) для того, чтобы поведенческие методики с целью добиться послушания не становились главными методиками обучения, воспитания и терапии аутичных детей. Потому что они делают детей уязвимыми и причиняют им вред не только в детстве, а и на протяжение всей их жизни.

Поэтому мы должны как можно раньше учить своих детей так, чтобы у них была реальная возможность соглашаться или отказываться, в зависимости от своего собственного желания.
Они должны иметь право на телесную автономию, даже в ситуациях, когда это может помешать нам или причинять нам беспокойство. Их потребности, мнения, и желания имеют значение, и это надо признать.

Мы должны обеспечить своих детей сценариями, которые они могут использовать вместо сценариев согласия, когда не хотят что-то делать или не знают, что делать.

– Нет, спасибо.

– Я об этом подумаю.

– Мне это не нравиться.

– Я этого не хочу.

– Я не могу это сделать.

НЕТ

И еще: мы должны поощрять невербальные проявления отказа, например, когда ребенок отворачивается, мотает головой, выходит из комнаты, гудит в знак протеста и т.п.

Когда мы занимаемся обучением и личностным развитием своих детей, то мы должны усиливать, а не ослаблять их способность выражать свое «нет» – возможно, это один из самых важных навыков, который может у них когда-либо появиться.

The-Importanceof-saying-no-1

(Описание изображения: Белый круг на желтом фоне. Надпись на белом кругу: “Важность слова нет”. Мегг Мурри. FB\Respectfullyconnected)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *