(Примечание: Эйблизм по отношению к аутичным детям практически неотделим от эйджизма (дискриминации по возрастному признаку), и поэтому ради того, чтобы действительно улучшить жизнь аутичных детей и подростков крайне желательно понимать влияние эйджизма. Ради этого и переведена данная серия статей)
Источник: The Youth Rights Blog
Этот пост должен стать началом серии постов о теории Прав молодежи. Когда я только присоединилась к движению за Права молодежи, то поняла, что существует очень мало ресурсов, с помощью которых можно было бы изучить базовые принципы философии Прав молодежи. Эта часть моего блога будет служить для разъяснения идей и отношений, которые составляют теорию движения за Права молодежи.
«Права молодежи» сложно определить. Этот термин очень расплывчатый (но не более расплывчатый, чем большинство терминов, обозначающих социальные движения и философии). Определить, что входит в понятие теории Прав молодежи нелегко, потому что существует целый ряд философий, которые с уважением относятся к правам молодежи, но подход которых, в конечном счете, во многих важных вопросах отличаются от подхода теории движения за Права молодежи. Также существует множество идеологических направлений внутри самого движения за Права молодежи. В других постах данного блога эти различия могут быть рассмотрены более подробно, но здесь я хочу сосредоточиться на общности, на том, что делает нас сторонниками движения за Права молодежи, и что отделяет нас от тех, кто разделяет другие идеи. Теория о Правах молодежи, как и феминизм, прежде всего, является призмой, сквозь которую рассматриваются различные проблемы (в данном случае проблемы, касающиеся жизни молодых людей). В ней подчеркивается преобладание эйджизма как ключевой проблемы, которая негативно влияет на жизнь каждого молодого человека. Она заставляет обратить внимание на проблемы семьи и учебных заведений, потому что и то, и другое играет ключевую роль в жизни молодежи. В ней ставятся вопросы о детстве, образовании и семье, и при этом компетентность детей считается чем-то само собой разумеющимся. В более широком смысле, сторонники теории о Правах молодежи склонны рассматривать издевательства над детьми и опеку как две стороны одной медали.
Как сказал философ Говард Кохен: «Когда речь заходит о попечительстве, то прежде всего, обращают внимание на качество ухода за детьми и на способности опекуна. Никто не задает себе фундаментальных вопросов о природе и границах авторитета взрослых по отношению к детям. Правительством не учитывается и игнорируется факт, что контроль над детьми зачастую является способом угнетения детей взрослыми». Перефразируя психолога Ричарда Фарсона, можно сказать, что мы считаем, что для того, чтобы защитить молодых людей, детей и подростков, надо, прежде всего, защищать их права. То, что подрывает право молодежи на самоопределение и автономию (несмотря на ложное предположение, что это для их собственного блага), подвергает их опасности и служит их угнетению и унижению. Издевательства над детьми и опека – две стороны одной медали.
Сторонники Прав молодежи считают, что молодых людей не надо защищать от себя – их надо защищать от социальной, политической, правовой, экономической и культурной системы, потому что в этих системах их считают вещами, объектами, а не субъектами. Это очень похоже на ситуацию с инвалидами. Как бы иронично это ни звучало, молодых людей чаще всего надо защищать от школ, от семьи и социальных служб, от того, что было создано ради их защиты. Так случилось потому, что невозможно по-настоящему защищать кого-то, при этом удерживая его в рамках, которые ограничивают его свободу, личную жизнь и право на самоопределение. Удерживая человека в этих рамках, вы не даете ему удовлетворять собственные потребности и желания, и это мешает ему самому себя защищать.
Это не значит, что от действий тех, кто рассматривает детей с протекционистской перспективы, никогда нет никакой пользы. Цели сторонников Прав молодежи могут не совпадать с целями тех, кто борется за благополучие детей, не привлекая к борьбе самих детей. Но зачастую эти цели совпадают. Многие защитники прав детей, которые не разделяют идеи сторонников Прав молодежи, отстаивают права детей так же искренне, как и мы, и ради достижения общих целей мы согласны вместе работать. Но стоит отметить, что в отличие от большинства людей, занимающихся проблемами молодых людей, мы традиционно работаем над проблемами автономии, свободы и прав, ставя под сомнения многие фундаментальные принципы работы с детьми.
(Политика взаимодействия с детьми и отношение к детям, которые строятся на давлении и на игнорировании мнения самих детей (даже если считается, что это ради их собственного блага) – будет способствовать лишь их угнетению).