Источник: Un-Boxed Brain
Это была тяжелая неделя. Нам с сыном пришлось совершить насколько запланированных визитов к врачу, и еще пойти на несколько мероприятий. Сейчас я вымотана. Так бывает всегда, когда рушится моя обычная система.
«Исполнительная функция – широкое понятие, которое определяет когнитивные процессы, которые помогают нам регулировать, контролировать и управлять своими мыслями и действиями. Она включает в себя планирование, рабочую память, внимание, навыки, необходимые для решения проблем, использование речи, торможение, когнитивную гибкость, инициирование и анализ действий».
Это определение из блога Musings of an Aspie, и я крайне рекомендую вам прочесть этот пост, и многие другие, в которых автор блога крайне проницателен.
Я всегда составляла списки. На прошлых работах меня хвалили за то, что у меня высокие организационные способности и хорошее внимание к деталям, но мне все это удавалось только благодаря спискам. Если я не составлю список, я забуду, что надо делать. Если я не составлю подробный список, то я вообще ни с чем не справлюсь.
В стрессовом состоянии я обычно составляю списки дел, и выполняю одну задачу за другой, не думая при этом о том, что я буду делать после, потому что если я буду думать о том, что делать дальше, я буду делать все, что угодно, кроме того, что надо делать сейчас. Я очень часто отвлекаюсь. Я забываю о том, почему я стала делать то, что делала, и начинаю делать что-то совсем другое. Вот почему мне с трудом дается самостоятельная жизнь.
В качестве примера я вам покажу, из каких пунктов состоит мой список «стирка».
– Собрать в мешки грязное белье;
– Сложить мешки в стиральную машину;
– Насыпать стираный порошок и кондиционер для белья в машину;
– Включить машину;
– После стирки достать белье из машины;
– Повесить белье сушиться.
Да, список действительно должен быть настолько подробным.
Вчера я должна была составить очередной список, но я этого не сделала, потому что в конце тяжелой неделе я не могла выполнить даже простейшие задачи, например, понять, где мне взять рубашку. Рубашку я все-таки нашла, но искала ее очень долго, и, найдя ее, испытала сильнейшее облегчение. Найти ее было довольно сложно. Что странно, учитывая, что она была в шкафу, где и должна была быть.
Вчера у меня была пара часов свободного времени, и я решила отправиться в магазин, чтобы купить пачку бумаги. Я не составляла список покупок, потому что бумага была единственной причиной, по которой я пошла в магазин. Мне больше ничего было не надо.
Я вернулась домой с тремя большими сумками, полными всякой всячины. Я сразу все распаковала, потому что понимала, что если я сейчас этого не сделаю, то не сделаю никогда.
Я села отдохнуть после очередной «прогулки», которых на этой неделе было слишком много. Тогда я и задумалась о том, что я притащила в этих трех сумках, и поняла, что там было все что угодно, кроме бумаги.
У меня до сих пор нет бумаги, потому что сейчас мне слишком сложно пойти в магазин. Мне нужна эта бумага, потому что без нее я не смогу закончить исследование для университета. Теперь видите, как проблемы с исполнительной дисфункцией превращаются в снежный ком. Проблемы накапливаются, и справиться с ними все труднее.
Так что иногда, когда я действительно хочу что-то сделать, я этого просто не могу. Я научилась прощать себя, когда у меня случается нечто подобное. Я научилась отказываться от попыток заставить себя что-то делать, потому что я знаю, что когда система рушится, от этого станет только хуже. Может быть очень неприятно, если вы хотите что-то сделать, но не можете собраться с мыслями. Но я напоминаю себе о том, что это пройдет, и что я снова смогу делать все, что хочу, как раньше.
Правда, мне все еще нужна бумага.