Корт Элис Тетчер: «Уважая интересы своих детей»

Источник: Respectfully Connected

Вопросы использования детьми технологий зачастую вызывают бурные споры. Многим родителям кажется, что они должны либо запрещать своим детям пользоваться техникой, либо жестко ограничивать ее использование, либо давать им ее использовать исключительно в качестве поощрения. В детстве меня сильно ограничивали во всем, что касалось просмотра телевизора. Когда у меня у самой появились дети, мне пришлось заново формировать свое отношение к телевизору, который вызывал во мне исключительно негативные ассоциации. Я аутичная мать троих аутичных детей, которые очень любят технику, так что мне приходится игнорировать свои негативные эмоции, когда им, для того, чтобы прийти в себя, нужен iPad. Я никогда не придумывала для своих детей никаких ограничений касательно телевизора. А когда мы купили первый iPad, дети были от него без ума. Они хотели использовать его целыми днями. Так они его и использовали. И используют до сих пор.

Мы живем в обществе, в котором людей принято стыдить за использование техники. Особенно за это принято стыдить детей. Это крайне эйблисткая привычка, потому что многие люди с инвалидностью используют гаджеты для коммуникации, и у них должна быть возможность использовать их в любой момент, без каких-либо оправданий и комментариев. Еще эти предрассудки крайне эйджистские, потому что они основаны на предположении, что взрослые лучше, чем сами дети знают, как дети должны проводить свое время.

Я знаю многих родителей, которые постоянно сидят, уткнувшись в смартфоны, но при этом разрешают своим детям смотреть телевизор или пользоваться iPad только по полчаса в день. Иногда доверять своим детям может быть непросто, особенно если вы сами себе не доверяете. Может быть непросто дать всему идти своим чередом, и позволить детям принимать те решения, которые вы не поддерживайте.

В нашей семье все разделяют радикальную анти-школьную позицию – т.е. нам не нравятся традиционные формы обучения. Мои дети не ходят в школу, и мы не устраиваем «школу» дома. Мы позволяем детям учиться наиболее удобным для них способом, так, чтобы они получали от учебы удовольствие, и если они хотят обучаться с помощью игр, они так и делают. iPad – одна из самых любимых игрушек моих детей. Им нравится смотреть видео, играть в игры, и искать информацию с помощью iPad. Мы никак не ограничиваем время использования планшетов. Планшеты всегда находятся в зоне досягаемости детей, и они могут брать их когда угодно. Моим детям не приходится бояться, что мы можем отобрать у них планшеты, или что они могут использовать их в строго ограниченное время.
Два года назад мне бы показалось, что с этим что-то не так. Мне казалось, что лучше держать все под контролем – то, что дети читают, где они гуляют на улице, как мы ходим в библиотеки и в музеи…
Сейчас я решила заново обдумать многие вещи, и побороть свои страхи, связанные со снятием запретов. И я больше не боюсь разрешать своим детям смотреть то, что они хотят, и столько, сколько они хотят. Моей шестилетней дочери нравиться смотреть на YouTube каналы «Kids» и «Toy collector», и видео про украшение тортов. Возможно, это тоже в каком-то смысле обучение, и она когда-нибудь станет пекарем. Но, более важно то, что ее это интересует, и ей нравится смотреть эти видео. Я считаю эти видео важными, потому что моей дочери они нравятся.

Мой старший сын любит изучать животных, и ему нравится искать, какие животные являются хищниками, а какие жертвами. Это первое, что он делает, когда просыпается. И большую часть своего времени он посвящает изучению животных. Благодаря этому интересу он очень много знает о животных и о географии, но его интерес важен не из-за этого. Его интерес важен потому, что он наслаждается изучением животных, потому, что именно так ему нравится проводить свое время.
Моему младшему сыну нравится слушать музыку на iPad. Ему нравиться стимить и танцевать (он делает это один) под музыку. Когда он слушает музыку и двигается в такт, он выглядит очень счастливым. Слушать музыку – вполне достойное занятие, потому что ему это нравится.
Вещи, которые нравятся моим детям, имеют первостепенное значение, потому что мои дети лучше понимают, что для них важно, а что нет.

Многие люди, когда их долго осуждают за использование техники, или осуждают за то, что их дети слишком много пользуются техникой, начинают оправдываться и доказывать, что пользоваться техникой нормально. Одно из самых популярных оправданий заключается в том, что дети, якобы, используют технику исключительно для учебы, а не для удовольствия (например, что они используют обучающие программы на iPad, читают на нем книги, смотрят документальные фильмы и т.п.).

Еще один вредный миф заключается в том, что людей, которые много пользуются телефоном и планшетом, считают антисоциальными. Я аутист, и иногда я использую свой телефон для стимминга или для того, чтобы «спрятаться» в виртуальной реальности. Мои дети часто пользуются iPad, когда им надо постимить или успокоиться, делая что-то привычное. Иногда мы обедаем перед телевизором, и, когда мы едим, у нас на столе обычно лежат наши гаджеты. Иногда мы едим отдельно, и каждый смотрит то, что хочет. Моей семье это помогает. Точно также я иногда читаю за столом, но это никто никогда не критиковал. Так стигматизируют только использование техники.

Кроме того, многие специалисты считают, что аутичные дети самостоятельно не могут регулировать время использования электронных устройств. Самые разные специалисты рассказывали нам о том, что мы должны ограничивать использование техники своими детьми, потому что из-за нее они становятся наркоманами, которые не способны потом от нее оторваться. Я не нашла никакого подтверждения для подобных стереотипов. Многие родители говорят, что время использования техники можно не ограничивать только неаутичным детям, но чаще всего так говорят те самые родители, которые верят в традиционалистскую систему образования, и считают, что дети не должны сами управлять своим временем. Но проблема в том, что когда дети боятся, что время для пользования техникой в любой момент может быть ограничено, они начинают нервничать, и хвататься за технику в любую свободную минуту.

Когда мы купили первый iPad, я постоянно сопротивлялась желанию определить время, которое дети могут на него тратить. Я поборола это желание, потому что хотела, чтобы они все решили сами. Я справилась со своим искушением, и рада этому. Как оказалось, им действительно нравится техника. Когда я была маленькой, я часами читала в своей комнате. Я до сих пор с удовольствием предаюсь этому хобби, и я обожаю все исследовать. Я бы очень не хотела, чтобы кто-то стал за меня решать, сколько времени я могу тратить на свои хобби и специальные интересы.

А как же игра на свежем воздухе? Сообщество родителей, которые перевели своих детей на домашнее обучение и не используют для обучения стандартную образовательную систему, очень любит фотографировать, как их дети играют в грязи. Существует даже хештег #ChildhoodUnplugged с фотографиями детей, которые бегают под дождем и играют в грязи. Иногда я сама так играла в детстве. Сейчас я иногда так играю со своими детьми. Мы можем часами играть на улице.
Есть очень много статей о важности игр на улице, как и тех, в которых написано о недопустимости использования световых и звуковых игрушек. Чаще всего в этих постах сказано о том, что детям надо «отдохнуть от техники», и что детские годы, проведенные без технологий, были более счастливыми.
Иногда у меня появляется чувство, что мы должны гулять только когда можно «насладиться хорошей погодой». Но что, если оно возникает только потому, что так принято в обществе?
Мы вместе планируем все мероприятия, и иногда дети предпочитают оставить планшеты на диванах и пойти на улицу. Это всегда решают они сами, а не я. Я считаю, что если я принимаю за них решения или выношу оценочные суждения о том, что они, якобы, должны делать, я тем самым пытаюсь их контролировать. Но я не собираюсь их контролировать.

В сообществе тех, кто интересуется недогматичным домашним обучением, есть один распространенный термин. Когда кто-то делится личными историями, например о том, как человек в подростковом возрасте изучал рыб, и поэтому сейчас работает в океанариуме, это называют «победой домашнего обучения». Часто этот термин используется тогда, когда рассказывается о ребенке, который проводил свое время так, что это потом помогло ему добиться успеха. Успех понимается так, как его принято воспринимать в обществе. Мне никогда не нравился такой подход, потому что, благодаря ему, интересы детей делят на более и менее ценные. Как будто «запоминание фактов» и изучение какой-то темы может быть полезно только если в будущем это поможет получить престижную работу.

Я считаю «победой домашнего обучения» ситуации, когда мои дети сами выбирают то, что им нравиться, а не следуют общепринятым стандартам или моим советам. Свобода заключается в выборе, и я доверяю своим детям настолько, что позволяю им быть свободными. Не мое дело решать, как они должны проводить свое время или сколько времени они должны тратить на свои специальные интересы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *