Синтия Ким: «Загадка потерянных слов»

Источник: Musings of an aspie
Переводчик: Юлия Зассеева

Ранее я уже упоминала о своей проблеме «потерянных слов». Вы могли заметить это, читая мой блог или ответы на комментарии, – тенденцию пропустить небольшое, но важное слово, когда я пишу. Это больше, чем просто опечатки, которые я могу с лёгкостью обнаружить и исправить, перечитав написанное.

Загадка потерянных слов была признана практически неразрешимой, и я отказалась от попыток её разгадать.

То есть, отказывалась до недавнего времени. Читая книгу «Глаз разума» Оливера Сакса, во второй главе я обнаружила вероятный ответ: афазия.

Афазия – это нарушение восприятия или воспроизведения речи. Оно может быть настолько серьёзным, что человек полностью утрачивает способность понимания языка, вплоть до невозможности говорить и думать с помощью слов (афазия обычно влияет на все формы речи, не только устную). Глобальная афазия часто является результатом опухоли головного мозга, инсульта, черепно-мозговой травмы или дегенеративных заболеваний головного мозга.

Однако более лёгкие формы афазии характеризуются следующими признаками:
– трудности при подборе слов (особенно существительных, в частности, имён собственных);
– использование неверного слова без изменения структуры предложения.

Во время обсуждения исторических случаев проявления афазии, Сакс упоминает английского писателя Сэмюэла Джонсона, у которого афазия начала проявляться после перенесённого в возрасте 73 лет инсульта. Когда способность говорить, наконец, восстановилась, он «делал нехарактерные ошибки, иногда пропуская слова или используя неверное слово» во время написания писем или в работе над произведениями.

СОБИРАЯ УЛИКИ.
Я пропускаю слова, когда пишу, чаще, чем обычные люди, приблизительно одно слово из трёхсот, а когда я устаю, больше (да, я начала вести счёт потерянным словам).

Пропущенные слова обычно маленькие, но значимые, такие как, например, частицы, предлоги и т.д. Мне требуется перечитать написанное несколько раз, чтобы обнаружить их, причём часто в альтернативном формате, потому что мой мозг любит «помочь» мне, притворяясь, что потерянные слова на месте, и не видя пропусков.

Иногда я использую неправильное слово, не замечая этого. На письме это могут быть слова, похожие по произношению, хотя и далеко не обязательно по значению. Оговорки же часто получаются более забавными. Например, вчера вечером мой муж, занимаясь уборкой, взял кухонное полотенце.

«Положи его в посудомоечную машину, когда закончишь», – сказала я.

Он посмотрел на полотенце и нахмурился: «Ты имела в виду стиральную машину».

Да, именно это я и имела в виду. И я была уверена, что так и сказала. Такое случается несколько раз в неделю, и я часто не замечаю, пока кто-нибудь не поправит меня. Наиболее часто это происходит, когда я утомлена или нахожусь в обстановке с большим количеством отвлекающих факторов.

У меня есть проблемы с нахождением слов, особенно имён людей и названий предметов:
«Я переработаю…» – я уставилась на газету, и показываю на газету, и я не могу придумать верное слово для неё. Всё, что у меня есть, – пустота, почти физически ощутимая дыра в моём сознании, там, где должна быть газета. «Я переработаю эту… эту вещь, после того, как прочитаю её. $%&! КТО ПРИДУМАЛ ВСЕ ЭТИ НАЗВАНИЯ?!»

С возрастом я замечаю увеличение числа подобных пробелов. Это печально, особенно когда я пытаюсь найти правильное слово во время письма, и оно оказывается на поверхности. Иногда проходят часы, прежде чем мне удаётся вспомнить слово, которое я ищу. К счастью, я научилась решать эту проблему в «фоновом режиме». Это часто приводит к случайным восклицаниям вроде «дихотомия!» в неподходящий момент.

ОТВЕТ – АФАЗИЯ?
Если это действительно лёгкая форма афазии, то у меня, наконец, есть объяснение этим незначительным, но раздражающим языковым трудностям. Возможно, нарушение процесса обработки слуховой информации является формой сенсорной афазии?

Опять же, это может быть связано с синдромом Аспергера. Я слышала, что другие, принадлежащие к спектру, упоминали о сложностях в подборе слов. Наши проблемы с обработкой устной речи широко известны. Проблема потерянных слов… что вы об этом думаете? Испытывал ли кто-либо подобный опыт в той же степени, что и я?

Желая узнать больше о том, что Сакс представляет в этой короткой главе, я вбила в поисковой строке Гугла «афазия» и тут же пожалела об этом. Вот что я нашла в надежнейшем оплоте истины – Википедии:

«Острая афазия обычно быстро развивается в результате черепно-мозговой травмы или инсульта, в то время как прогрессирующие формы развиваются медленно и могут служить следствием опухоли головного мозга, инфекции или слабоумия».


Речевые сбои стали проявляться довольно часто примерно 2-3 года назад, и я не могу и дальше их игнорировать. Потерянные слова. Сложности с подбором слов. Странные, непредсказуемые оговорки. Мой муж также говорит, что за прошедший год мои проблемы с восприятием речи усилились. Я часто переспрашиваю, что он сказал, особенно если у меня нет возможности видеть его губы во время разговора.

И тут я решила, что стоит перестать гуглить, и вернулась к книге по неврологии.
Языковые странности, которые я описала выше, определённо относятся к разряду «неудобных». Если это не изменится, я перестану рассматривать подобные симптомы афазии как интересные мелочи. Оставайтесь на связи.

___
**Перечитав эту запись несколько раз, я обнаружила 7 потерянных слов и одну неверную замену. И, возможно, я пропустила что-то ещё.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *