Эйджизм как одна из основ других дискриминаций.

Автор: Айман Экфорд

ЧАСТЬ 1. УГНЕТЕНИЕ ДЕТЕЙ.

Когда я начала заниматься активизмом, я не планировала поднимать тему эйджизма.

Я стала поднимать ее автоматически, когда писала и переводила статьи об издевательствах над аутичными детьми и задавалась вопросом, какие же права есть у детей.

Вскоре я поняла, что практически невозможно говорить о правах аутистов, правах людей с инвалидностью и правах ЛГБТИ+, не учитывая проблемы эйджизма.

Это заставило меня задуматься о том, как эйджизм влияет на другие системы угнетения.

Я пришла к выводу, что такое влияние можно разделить на две части – психологическое и идеологическое.

Психологическое влияние основано на том, как опыт, полученный в детстве, сказывается на самооценке дискриминируемых людей, на их психическом здоровье и на  качестве их жизни.

Идеологическое влияние основано на том, как эйджистский менталитет, переплетаясь с другими стереотипами, используется для оправдания различных видов дискриминаций.

В первой части этой статьи я расскажу о психологическом влиянии.

1) СЕКСИЗМ.
Сексизм – это дискриминация по половому и гендерному признаку.

Мы живем в обществе, в котором дети могут получать самую разную информацию о гендерных нормах. Уже никого не удивляют отважные и «неженственные» героини из диснеевских мультфильмов и мальчики из каталогов зарубежных производителей игрушек, которые радостно играют в «мини-кухню». Разумеется, интересных женских персонажей в фильмах все еще не так много, а мальчикам редко покупают «девчачьи» игрушки. И все-таки в современном обществе у детей есть возможность увидеть альтернативу «патриархальной» культуре.

Если этой возможности их не лишают родители. Основа сексизма и внутренней мизогинии в наше время заключена не в законодательстве, и даже не в СМИ, а в нормах, навязываемых семьей.

Практически все знакомые мне феминистки родились в очень консервативных и по-настоящему патриархальных семьях, что и подтолкнуло их к борьбе за равноправие женщин. И именно эти феминистки чаще всего жалуются, что никак не могут избавиться от ощущения того, что они «хуже» мужчин.

Фактически, одним из столпов современного сексизма является попытка родителей переделать своего ребенка.

В особо консервативных семьях детей, не соответствующих гендерным нормам (как девочек, так и мальчиков), могут бить, лишать собственности, ограничивать их круг общения, водить на бессмысленные и зачастую опасные церковные процедуры с целью «изгнания бесов» и всячески унижать их достоинство.

За подобное отношение к взрослому человеку нарушителю грозила бы уголовная или административная ответственность (в зависимости от конкретных действий преступника).

При этом, если у ребенка нет явных телесных повреждений, и его здоровью не нанесен серьезный ущерб, подобные действия родителей считаются совершенно законными.

2) ГОМОФОБИЯ, БИФОБИЯ И ТРАНСФОБИЯ.
В особо уязвимом положении в подобных консервативных семьях находятся ЛГБТ-дети и подростки.

У некоторых детей трансгендерные черты проявляются еще в раннем возрасте, из-за чего родители подвергают своих детей жесткой «дрессировке». Они могут применять к ним как структурированную и профессиональную репаративную «терапию», так и «воспитательные» методы наподобие указанных выше.

Но даже если родители еще не применили к своим детям «санкции» за то, кем эти дети являются, жизнь в гомофобных и трансфобных семьях довольно тяжелая.

Многие родители задолго до камин-аута ребенка делают откровенно гомофобные и трансфобные высказывания, иногда замечая при этом, что бы они сделали со своим ребенком, если бы он оказался «вон как те пи*оры». Зачастую это просто блеф, и в реальности они бы никогда так не поступили. Но этот блеф иногда приводит к тому, что ребенок кончает жизнь самоубийством, так и не совершив камин-аута. И этот его поступок, зачастую, основан на двух основных эйджистских постулатах (одном культурном, а другом юридическом):

а)  родители (взрослые) всегда правы, а значит, если я не соответствую их ожиданиям, со мной что-то не так;

b) если родители изменят свое отношение ко мне, у них будут все возможности для того, чтобы испортить мне жизнь; если же они от меня откажутся, у меня не будет шансов на нормальное существование.

И действительно, в нашем обществе и в нашей законодательной системе подростки, выгнанные на улицу, по сути, полностью бесправны. Вне зависимости от их навыков, они не могут самостоятельно устроиться на работу, снять или купить жилье, заключать деловые сделки, даже пересечь государственную границу.

Все, что им остается – пойти на нелегальную и опасную работу, где они, фактически, будут собственностью своих «работодателей», скрываться от полиции, промышляя воровством или незаконными сделками, или отправиться в приют, где отношение к ним будет, вероятно, не лучше, чем дома.

3) ДИСКРИМИНАЦИЯ ИНТЕРСЕКС-ЛЮДЕЙ.
Интерсекс – это вариации половых характеристик, из-за которых организм человека нельзя назвать полностью мужским или женским. Около 2% людей являются интерсекс, существует около 40 интерсекс-вариаций, и некоторые из них являются генитальными.

Такие вариации зачастую «исправляют» в младенчестве, приводя их к «мужскому» или «женскому» виду. Чаще всего, в «корректирующих» операциях нет никакого медицинского смысла, и они часто приводят к проблемам с половой и мочеиспускательной функцией, к бесплодию, болям и другим нежелательным последствиям.

Очень часто подобные операции сопровождаются ложью, когда от ребенка скрывают правду о том, с какими гениталиями он родился, и, замечая физиологические отличия от сверстников и не понимая их причины, подросток зачастую переносит сильную психологическую травму.

Тысячи интерсекс-людей по всему миру, перенесших эту операцию в прошлом, призывают родителей от нее отказаться.

И одна из главных причин того, что эту операцию до сих пор практикуют, заключена в системном эйджизме. Родители и врачи уверены, что могут принимать решение о проведении необязательной и опасной операции за другого человека, просто потому, что этот человек является ребенком. Они верят, что должны «выбрать» пол ребенка, сделав его «правильным» мальчиком или «правильной» девочкой, вместо того, чтобы подождать, пока ребенок вырастет и примет самостоятельное решение о том, как будут выглядеть его гениталии.

4) ЭЙБЛИЗМ.
Я не могу говорить за всех детей с инвалидностью, но я знаю довольно много об аутичных детях. Я знаю истории многих аутичных детей, которым их родители с детства пытались внушить, что они неправильные и неполноценные. Некоторые родители делали это более явно (откровенно высказывая эти мысли вслух), у других это выражалось в повышенно-патерналистском отношении или в вечном трауре из-за аутичности ребенка, а, если точнее, то в трауре по неаутичному ребенку, о котором мечтали эти родители.

И зачастую этот траур передавался самим аутичным людям. С раннего детства весь окружающий мир старался показать им, что их образ мышления и естественное для них поведение опасны и неправильны, потому что родители ограждали их от другой информации. Многие из этих детей до 18 лет не видели ничего, что могло бы показать им, что они могут жить полноценной жизнью, оставаясь собой.

Стоит добавить, что зачастую именно родители являются главными источниками психологических травм их детей-инвалидов.

У них есть право на то, чтобы изолировать своих детей от общества, или, наоборот, заставлять ребенка ходить в школу, в которой ребенок будет подвергаться травле из-за своей инвалидности.

Родители могут сдать своего ребенка в учреждение, в котором будут игнорироваться его базовые потребности. Родители могут применять к своему ребенку опасные и рискованные виды «терапии», например, бить его током с целью изменения его поведения.

Родители могут пытаться сделать ребенка с нейрологической и ментальной инвалидностью внешне «нормальным», используя насильственные методы ради изменения естественного для него поведения. Зачастую это приводит к тому, что после снятия диагноза ребенок не может получить необходимую для себя помощь, потому что внешне он кажется «нормальным», несмотря на то, что его потребности остались прежними.

Кроме того, до совершеннолетия практически все, что касается выбора аккомодации, находится в руках родителей детей-инвалидов, и зачастую отказ от аккомодации или выбор неподходящей аккомодации со стороны родителей негативно сказывается на качестве жизни ребенка.

5) ЛУКИЗМ.
Лукизм – это дискриминация на основании внешности.

Зачастую родители навязывают своим детям представления об «идеальном теле» и красоте.

Некоторые родители насильно заставляют детей соответствовать своим идеалам красоты. Например, они принуждают их загорать на пляже, носить определенную одежду и делать определенные прически. При этом мнение детей зачастую игнорируется. Таким образом, родители с детства учат своих детей тому, что их тела им не принадлежат, и нет ничего страшного в том, что их телами пытаются распоряжаться другие люди. Параллельно с этим они прививают детям спорные и стандартизированные нормы красоты, вместо того, чтобы помочь им научиться следовать своим собственным предпочтениям и противостоять навязываемой моде.

Учитывая, как сильно на большинство людей влияет семья, можно с уверенностью сказать, что стандарты красоты во многом существуют за счет воспитания, без которого многие бы даже не додумались, что у красоты могут быть стандарты.

Некоторые виды лукизма по отношению к детям более явные и опасные для здоровья.

Некоторые родители принуждают своих сыновей заниматься спортом, чтобы они выглядели сильными, а дочерей ограничивают в еде, чтобы те «не растолстели».

Нередки случаи странной непоследовательности со стороны родителей, которые вначале принуждают своих детей больше питаться, иногда тем самым провоцируя у них расстройства пищевого поведения, а потом ограничивают их в еде, потому что они «слишком растолстели».

Менее «фанатичные» родители обычно не принуждают своих детей к подобным вещам, но при этом могут быть настолько настойчивыми в рекомендациях, что многим детям будет проще пожертвовать свободным временем или возможностью съесть что-то вкусное, чем и дальше слушать подобные «советы».

Некоторые дети могут соглашаться на подобные рекомендации из желания «понравиться» родителям, угодить им и быть любимыми. И вот одна из главных причин психологической проблемы, когда люди думают, что их не будут любить, принимать и уважать, если они не будут выглядеть определенным образом.

6) ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ИДЕОЛОГИЧЕСКОМУ, ПОЛИТИЧЕСКОМУ И РЕЛИГИОЗНОМУ ПРИЗНАКУ.
Если взгляды, убеждения и верования ребенка не соответствуют общепринятым нормам его социальной среды, эта самая социальная среда стремится этого ребенка сломить.

Взгляды детей и подростков, особенно касающиеся «взрослых» вопросов вроде религии и политики, редко воспринимаются всерьез.

Религию и убеждения ребенка зачастую воспринимают как «подростковую дурь», «игру», «временное увлечение», «моду, распространенную среди его сверстников», «результат промывки мозгов» или нечто, что должно пройти с возрастом.

«Санкции» за выбор непопулярного в семье или в социальной среде убеждения могут быть самыми разными, начиная от насмешек, которым никогда бы в этой социальной среде не подвергли взрослого человека, и заканчивая полным игнорированием или принуждением.

Например, ребенку, который решил стать вегетарианцем, могут продолжать систематически предлагать мясо. При этом каждый отказ с его стороны будет сопровождаться долгой обиженной тирадой со стороны взрослых и восприниматься просто как «детский каприз».

Принявшего иудаизм подростка могут насильно водить в православный храм, а если ему не повезет с приходом и окружением, этого подростка могут ограничивать в еде и свободе передвижения, лишать собственности, бить и унижать, пока он не откажется от своей веры. Как и в случае с насилием над ЛГБТ и гендерно-неконформными  подростками, подобное поведение со стороны родителей будет считаться совершенно законным, а у детей не будет возможности  прервать отношения с опасными родственниками, сменить социальную среду, переехать в другой город и даже обратиться за помощью.

***

На серьезность психологической травмы, полученной от подобного обращения, влияет не только степень дискриминации, но и личностные характеристики ребенка, его уверенность в себе, его способность распознавать социальные сигналы, степень привязанности к родителям и окружающим его людям, и т.п.

Так что, некоторые дети и подростки могут воспринимать обычные для нашего общества ограничения и насмешки со стороны родителей более серьезно, чем другие воспринимают побои и публичные унижения.

Кроме того, у всех детей свои приоритеты, и разные вещи производят на них разное впечатление. Есть те, кто воспринимает ограничения в свободе передвижения болезненнее, чем публичные унижения. Некоторым неприятнее, когда у них отбирают их собственность, в то время как для других нет ничего хуже побоев.

Но вне зависимости от того, какой вид насилия применяется обществом и семьей по отношению к детям и подросткам, это насилие, вероятно, нанесет серьезный вред их психике.

Многие из тех психических проблем, которые списывают на инвалидность, сексуальную ориентацию или гендерную идентичность, зачастую вызваны травлей, которой эти люди подвергались в детстве.

Внутренняя мизогиняя, гомофобия, трансфобия, эйблизм и лукизм зачастую вызваны навязываемыми в детстве «нормами». И для того, чтобы «заработать» подобную ненависть к себе не обязательно быть внушаемым – достаточно обычных ограничений в получении информации и невозможности точно воссоздавать в своей памяти пережитые ранее эмоции.

Детям, выросшим в не принимающей их семье, часто приходится заново учиться доверять своей памяти и своему восприятию. Многие из них всю жизнь борются с внутренней дискриминацией, заниженной самооценкой и неумением защищать свои интересы.

Зачастую подобное детство приводит к таким проблемам, как боли в сердце, заикания, клиническая депрессия, расстройства пищевого поведения, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматический синдром, параноидальное расстройство, склонность к наркотической и алкогольной зависимостям, и к другим подобным проблемам.

Youth Silenced
Молодая девушка с заклеенным ртом.

ЧАСТЬ 2. ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМЫ УГНЕТЕНИЯ.
В прошлой статье я рассказала вам о том, как эйджизм усиливает дискриминацию тех, кто не вписывается в общепринятое понимание о норме. Я подробно описала, как дискриминация со стороны самых близких людей негативно сказывается как на психическом и физическом здоровье представителей угнетаемых групп, так и на движениях за освобождение этих групп в целом. Очень сложно за что-либо бороться после многих лет сильнейшего психологического давления, жестких запретов, ограничений и систематических попыток привить вам ненависть к себе.

Но эйджизм влияет не только на опыт и психику представителей угнетаемых групп, но и на сами системы угнетения. Эйджистские предрассудки переплетаются с гомофобией, расизмом, эйблизмом, сексизмом и другими идеологиями угнетения, создавая для них новые пропагандистские инструменты. В этой статье я хочу показать вам, как это происходит и доказать, что уничтожение эйджистской системы послужит освобождению тех, кто уже давно является совершеннолетним.

Итак, вот виды угнетения, идеология которых прочно связана с эйджизмом по отношению к несовершеннолетним.

1) ГОМОФОБИЯ (А ТАКЖЕ ТРАНСФОБИЯ, БИФОБИЯ И ДАЖЕ СЕКСОФОБИЯ).
В Российской Федерации ограничения безобидного сексуального и гендерного самовыражения оправдываются «защитой детей». Подобная «защита» происходит как на идеологическом (пропагандистском), так и на законодательном уровне.

Вы можете заметить эту риторику «защиты», вспомнив содержание закона против «гей-пропаганды» или прослушав практически любое выступление об ЛГБТ на центральных каналах. Она используется «православными активистами», нападающими на гендерно-неконформных людей чиновниками, которые выступают против секс-просвещения в школах и сторонниками знаков «18+» для фильмов и книг, в которых есть упоминание о сексе.

Задача подобной «идеологической» гомофобии, трансфобии и сексофобии заключается в том, чтобы выставить детей безмозглыми объектами, которых надо защищать от «тлетворного влияния Запада». Несовершеннолетние в этой системе пропаганды рассматриваются не как полноценные личности, не как люди, которые живут здесь и сейчас, а как символ «невинности» и «чистоты» нашего будущего, которое надо спасать. Реальное благополучие, здоровье, свобода и даже жизни несовершеннолетних в этой системе являются идеологической разменной монетой, причиной для угнетения других групп населения.

Фактически, ради оправдания гомофобии и трансфобии доминирующая идеология использует чистый, ничем не замаскированный эйджизм.

И это является страшным показателем того, насколько прочно эйджизм укрепился в нашем обществе.

2) СЕКСИЗМ.
В последнее время в России взят курс на «традиционные семейные ценности». Думаю, вы достаточно хорошо знаете историю, для того, чтобы понимать, как устроены традиционные, патриархальные семьи. Они иерархичны: отец — глава семейства, подчиняет себе жену и детей. Одного этого факта достаточно для того, чтобы понять, что возвращение к патриархальной модели семьи невыгодно как женщинам, так и несовершеннолетним.

Кроме того, «традиционная» патриархальная система, образно говоря, «стравливает» женщин и детей между собой. Считается, что у женщин есть власть над всеми аспектами жизни детей, вплоть до их совершеннолетия (тем самым у «традиционных» женщин появляется некое подобие контроля над окружающей действительностью). Но при этом в «традиционном» обществе женщины должны максимально контролировать своих детей, «лепить» их, особо с ними не сближаясь, потому что дети и родители «не должны быть друзьями» и «дети должны почитать отца и мать». Считается, что мать постоянно должна испытывать беспокойство о своих детях, ставить чрезмерную заботу (читайте, контроль) над ними выше других своих интересов и постоянно бояться за их будущее.

А страхи, тревога и необходимость пренебрегать своими интересами никогда никому не шли на пользу.

В современном мире, где «детство» официально продлено до 18 лет, подобная «традиционная» система воспитания не менее вредна, чем раньше. Женщины реже рожают детей, но при этом они должны целых 18 лет посвящать себя контролю над уже взрослыми людьми.

Поэтому избавление от эйджизма было бы выгодно как детям, так и матерям, избавив последних от бремени продолжительного беспокойства и чрезмерных обязательств.

Подробнее об этом вы можете прочесть здесь.

3) ЭЙБЛИЗМ.
Большинство активистов за права инвалидов борются за то, чтобы у инвалидов было как можно больше независимости и автономии.

Они выступают против бессмысленного лишения дееспособности многих людей с инвалидностью, против принудительного размещения инвалидов в различных интернатах, против ограничения свободы их передвижения и несерьезного, патерналистского отношения к инвалидам.

Вам это ничего не напоминает? Разве не за те же самые вещи борются защитники Прав молодежи? И разве их борьба не была бы проще, если бы среди людей, принимающих решение об опекунстве, не было бы стереотипа о родителях, которые всегда «лучше знают, что лучше для их детей, чем сами дети»?

Разве инвалиды не находились бы в большей безопасности, если бы в обществе не считалось, что поддержка и помощь должна сопровождаться запретами и контролем? Кроме того, представьте, насколько было бы легче людям с когнитивной и интеллектуальной инвалидностью, если бы любые особенности интеллекта и восприятия, отличные от «взрослой» нормы, автоматически не считались бы достаточной причиной для игнорирования желаний и прав людей с этими особенностями!

Более подробно вы можете прочесть об этом здесь.

4) РАСИЗМ.
Существует стереотип, согласно которому темнокожее население считается более агрессивным, непредсказуемым, непоследовательным и опасным. Точно такие же стереотипы существуют по отношению к подросткам.

Именно поэтому черные подростки часто становятся жертвами американской полиции (полицейские готовы увидеть угрозу даже в черном парне с игрушечным пистолетом, просто потому, что он подросток, и у него черная кожа). Многие русские с большим подозрением относятся к цыганским, узбекским, казахским, чеченским, таджикским и другим «неславянским» подросткам, отказываясь нанимать их на подработку, принимать их в учебные заведения и даже пускать их в магазины.

Это отличный пример того, как похожие стереотипы, пересекаясь, усиливают друг друга. Думаю, многие смуглые и черные подростки не смогут отделить дискриминацию по расовому признаку от дискриминации по возрастному признаку.

Кроме того, сторонники американского белого превосходства зачастую говорят о том, что они воспринимают черных как «братьев меньших», которых надо защищать от самих себя. Подобные патерналистские мотивы довольно широко распространены: они использовались южными рабовладельцами из романа «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, некоторыми реально существующими активистами Ку-клукс-клана и даже современными комментаторами хвалебных статей о Трампе.

Более того, некоторые чернокожие сами верили в подобную аргументацию. В статьях о преодолении внутреннего расизма иногда встречается упоминание о том, что авторы раньше считали белых «умнее» и «развитее» себя, думали, что те лучше понимают, как устроен мир.

В упомянутой выше книге «Унесенные ветром» черные выступали против отмены рабства, потому что боялись, что если рядом с ними не будет белых господ, они умрут от болезней, потому что их некому будет лечить.

Разве это не похоже на аргументацию в защиту родительского контроля? И разве подобные аргументы могли бы существовать в мире, где не идеализировалась бы родительская забота, переплетенная с ограничениями и принуждениями?

5) КЛАССИЗМ.
Метафора о сознательных,  умных и способных «взрослых», опекающих менее грамотных и более наивных детей, часто используется для оправдания угнетения одного класса и одного сословия другими  классами и сословиями.

В своих автобиографиях как Джон Дэвисон Рокфеллер, так и его внук, Дэвид, пишут о людях, которых надо оберегать ради их собственного блага. В социальном кругу, в которых вращались как дед, так и внук, существовали стереотипы о том, что Бог дал некоторым избранникам богатство ради того, чтобы они, за счет стремления к новым прибылям и новым технологиям и за счет благотворительности, улучшали жизни простых обывателей. В этой модели мнение промышленников и банкиров о том, что лучше для народа, ставилось намного выше мнения самого народа.

Успешные люди в этой модели были «пожизненными взрослыми», а менее успешные (особенно представители рабочих профессий, нищие, мигранты и инвалиды) – вечными «детьми», за которых стоит принимать решения. Этим оправдывались различные правонарушения и преступления по отношению к бедным – начиная от увеличения рабочего дня на заводах (ради мотивирования рабочих) и заканчивая принудительной стерилизацией инвалидов и нищих  (потому что их жизнь была признана «мудрыми» взрослыми слишком ужасной, чтобы позволить им дать жизнь кому-то другому).

Вам это ничего не напоминает? Скажем, принудительную неоплачиваемую работу в школе, или убийство детей-инвалидов их родителями, совершенное якобы ради «милосердия»?

И разве подобные классистские аргументы выглядели бы привлекательными или хотя бы адекватными в обществе без эйджистских стереотипов?

6) ТОТАЛИТАРИЗМ.
Тоталитарные системы используют аналогичную аргументацию, но только теперь она распространяется не на отношения «богачей» и «бедняков», а на отношение горстки политиков и народа, которым эти политики управляют.

Думаю, не имеет смысла повторять аргументы, поэтому я обращу внимание на используемую лексику.

Например, задумайтесь о сравнениях правителя с отцом, которые часто используются в монархических  и теократических государствах, о советских историях про «дедушку Ленина» и о Большом Брате из Оруэловской Океании.

Идеализация эйджистского взаимодействия детей и родителей является одной из основ пропаганды множества тоталитарных государств, даже если формально эти государства (вроде Океании Оруэлла или «раннего» СССР) выступают против «традиционных» семейных ценностей.

Более того, эйджистский менталитет настолько глубоко засел в сознании большинства людей, что подобный парадокс зачастую остается незамеченным.

7) ОПРАВДАНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА И ИМПЕРИАЛИЗМА.
Последний пункт касается скорее не ограничения личных прав и свобод, как предыдущие, а угнетения целых народов.

Колониализм, как и тоталитаризм, классизм и идеи «белого превосходства», использует метафоры о строгом, но справедливом отношении родителей к своим детям.

В знаменитом стихотворении Киплинга «Бремя белого человека» говорится о великой жертве, которую приносят белые люди во имя процветания недоразвитых дикарей. Точно так же зачастую говорят о «родительских жертвах», даже когда речь заходит о родителях, которые явно издеваются над своими детьми.

Множество американских президентов оправдывало вмешательство в дела других государств тем, что они хотят «защитить их народы» и «принести» в эти государства демократию. Советский Союз финансировал революции в других государствах, выставляя себя «борцом с имперскими замашками Запада» и провозглашая стремление привести эти страны к коммунизму.

Подобная риторика до сих пор используется США, Россией, Саудовской Аравией и другими странами ради оправдания вмешательства в дела других, менее экономически развитых государств.

Разумеется, никаких честных опросов и референдумов среди жителей этих государств никто не проводил. Их мнение никого не интересовало.

Точно так же, как мало кого интересует мнение детей и их право на самоопределение, когда родители принимают решения от их имени.

***

Итак, эйджизм не только вредит молодым людям и их родителям, но и является одной из основ многих опасных идеологий и систем угнетения.

Поэтому я считаю, что активисты из самых разных направлений должны с большим вниманием относиться к проблемам эйджизма и работать над искоренением эйджистских стереотипов.

Так мы сможем сделать наше общество более свободным и счастливым.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s