Автор: Лина Экфорд
Текст касается, в первую очередь, нейротипичных людей, но и нейроотличных, которым повезло, это тоже касается. Это НЕ О ВСЕХ нейротипиках. Это о тех, у которых “вас никто не ущемляет и не притесняет”.
Дорогие нейротипики, я от всей души желаю вам быть такими же “не ущемленными” и “не притесненными”, как я. Я желаю, чтобы однажды стало возможным переписать вашу временную линию, как это бывает в фантастике, чтобы вы испытали на себе прекрасное отношение “замечательных”, “отзывчивых” и “понимающих” людей.
Пусть ваши родители – обычные, достаточно обеспеченные, “любящие”, почти всегда избегающие применения физических наказаний – такие родители, о которых многие могли бы только мечтать – никогда не объясняют вам того, чего вы не понимаете, а только запугивают. Пусть вас вообще постоянно запугивают и наказывают без объяснения причин. Пусть вас постоянно обвиняют в грубости, вредности, нежелании говорить с родителями и “вести себя нормально”. Просто из-за того, что вы не умеете или не понимаете что-то из того, что “все” понимают.
Пусть от вас раз за разом требуют выполнения заданий, которые вы не можете выполнять, поскольку даже примерно не понимаете, как это делается, таких заданий, на обучение выполнению которых без дополнительной помощи у вас уйдет еще лет десять-двадцать. Но пусть этого требуют прямо сейчас. Не объясняя, не помогая, доводя вас до истерики, причиной которой будет то, что вы очень хотите выполнить требование, чтобы от вас наконец-то отстали, но не понимаете даже, с чего начинать. Причина требований будет проста – какие-то загадочные “все” в вашем возрасте это умеют.
Пусть вас отправят в школу, условия в которой будут такими, что вы не сможете там ничего делать. Вам просто постоянно будут мешать. Пусть в этой школе кому-то покажется, что вы ведете себя странно, и пусть за это вас будут избивать сверстники. Руками. Ногами. Предметами. Уроки – это шум и усталость от неудобной позы, перемены – сильный шум и избиение. Без вариантов.
Пусть учителя окажутся такими же понимающими, как и дети, и будут настаивать на том, что вам нужен, как минимум, психолог. С детьми, которые набрасываются на вас толпой, избивают, обзывают, портят вещи, конечно же, все в порядке. Проблемы у вас.
Дети играют. Дети надевают вам на голову металлическое ведро и колотят по нему. Дети пытаются задушить вас, прижав дверью к стенке. На вашем теле постоянно появляются новые синяки, и вы никогда не можете сказать, откуда они – разве всё запомнишь? Дети всего лишь играют. А вот вы “странно” двигаетесь – и проблема в вас. Это вы всем мешаете. Но никто даже не может объяснить, в чем заключается это “странно”. Конечно, вы не общаетесь с теми, кто над вами издевается. И это считают подтверждением того, что проблемы – именно у вас.
Пусть “специалисты”, к которым вас отправят, не пытаются выяснить, как с вами обращаются, а настаивают на необходимости, как минимум, медикаментозного лечения. Просто потому что ваше поведение кажется им необычным и потому что вы не поняли, как выполнить тест, который вам дали.
Я желаю вам, чтобы это продлилось несколько лет. Чтобы вас довели до нервного срыва. Чтобы в том, что вы не можете “учиться” в таких условиях, обвиняли вас. Чтобы в школу вас отправляли даже с сильным кашлем и повышенной температурой, потому что вы – какая-то ненормальная, а значит, и все болезни у вас “от головы”, “психосоматические”.
Пусть родственники других детей и подростков настаивают на том, что с вами нельзя общаться. Пусть к вам в гости приходит ваша знакомая, просит поиграть в приставку, а уходя говорит, что ей надо побыстрее вернуться домой, чтобы никто не узнал, где она была – “бабушка сказала с тобой не общаться, ты же ненормальная”. Пусть другие знакомые рассказывают, что им говорили про вас то же самое. “Недоразвитая”. “Не общайся с ней, а то станешь, как она”.
Пусть ваши сверстники крадут вещи у вас и у вашей семьи, а их родственники говорят, что вы – “ненормальная”, так что эти подростки все правильно делают. Пусть к вашей матери придет ваша соседка, психиатр по специальности, мать девушки-подростка, вашей ровесницы, которая оскорбляла вас и украла вашу обувь. Пусть эта соседка придет жаловаться на то, что вы требуете вернуть вам обувь, и настаивает на том, что таких ненормальных, как вы, нельзя выпускать на улицу – ей, как психиатру, виднее.
Воровать нельзя. У нормальных людей. У вас – можно.
И пусть эту женщину поддерживают остальные соседи.
Пусть время от времени незнакомые люди без всякой причины орут на вас и обзывают наркоманкой. Просто потому что им так показалось. Из-за интонаций, манеры двигаться или еще из-за каких-то мелочей, которые вы сами даже не замечаете.
Я желаю вам просто пережить все это, лет за двадцать, а затем зайти в интернет, найти истории людей, похожих на вас, и понять, что вам повезло. Что у многих других было хуже. Что многие даже не смогли дожить до вашего возраста. И что в этом обвиняют их самих. Даже доведенных до самоубийства. Даже не получивших медицинской помощи, на которую имели право. Даже убитых.
Я желаю, чтобы вы увидели и осознали все это. И чтобы смогли не возненавидеть себя, несмотря на то, что всю вашу жизнь вас пытались заставить это сделать.
Возможно, тогда вы сможете понять, что происходит.
Или нет.