Источник: THINKING PERSON’S GUIDE TO AUTISM
Автор: Ибби Грейс
В книге «Громкие руки: говорят аутичные люди», вы можете прочесть о профессоре, чье имя я не буду называть, который, стоя передо мною и другими выпускниками, сказал, что аутичные люди не знают, каково это – быть собой, потому что у них слишком слабо развита теория разума. Он сказал, что для того, чтобы хоть как-то понять аутистов, надо читать исследования, написанные неаутичными людьми. (Это означает, что если вы аутист, вы все равно ничего не поймете – именно такое логическое заключение я сделала из его рассуждений).
Был и другой специалист, который заявил перед огромным классом аспирантов, специализирующихся на специальном образовании и психологии, что ни один человек не может вспомнить больше семи случайно названных чисел из-за особенностей краткосрочной памяти – никто, «кроме Грейс, которая является идиотом-савантом». На самом деле цифры, которые он назвал, не были случайными. В них была явная закономерность, которую я заметила, не зная о цели задания.
Я старалась избегать этих двух преподавателей. Третий преподаватель был довольно милый, и я посещала его занятия. Он рассказывал мне, что фасилитируемая коммуникация (FC), является опасной антинаучной чепухой, которая забирает голоса и независимость неговорящих людей. Что мы, как практикующие ученые, должны бороться с этой антинаучной штукой. Что мы должны пойти в TASH (организация, которая занимается вопросами прав инвалидов – прим.переводчика), в которой некоторые люди верят в подобную глупость. Он говорил это из лучших побуждений, и я ему поверила. Но с ним я все еще не чувствовала себя в достаточной безопасности, чтобы признаться в своей аутичности. Я не готова была сказать, что его коллега попал в самую точку, назвав меня «идиотом-савантом».
Университет, в котором я заканчивала аспирантуру, известен как университет с блестящей образовательной программой, который проводит свои собственные конференции, и в котором можно найти работу даже во время экономического кризиса. Я получила хорошее образование у нескольких серьезных специалистов. Я всегда старалась держать руки в кармане, следила, чтобы никто не попал в мою комнату, и устроила целое шоу для того, чтобы президентом студенческой ассоциации и продемонстрировать социальную респектабельность.
Я потратила почти все свои ложки, и в итоге серьезно заболела. Но зато я выучила много «важных» вещей, например, как относиться с патриархальным снисхождением к своим товарищам-аутистам, «защищая» их от себя, при этом тайно мучаясь от мигрени, стараясь скрыть свои потребности в тишине, покое и тени.
Итак, когда вы слышите меня теперь, когда вы слышите, как я защищаю право людей говорить за себя, вы должны знать, что я не новичок в научных вопросах. Вот что произошло: я познакомилась с множеством людей, которые общались с помощью печати (что я и сама зачастую делаю, например в онлайн чате), и узнала от них об их опыте. эпистемологических терминах это иногда называют феноменологическим знанием. Говоря более образно, я получила эти знания прямо от источника. Я поняла, что многие квазиисследования – и даже экспериментальные исследования – игнорируют опыт невербалов, потому что они кажутся слишком ненормальными, и что мой опыт изучения аутизма более верный. Другими словами, я отлично понимаю, что могут, а что не могут показать различные виды исследований, и вот вам ссылка на замечательную книгу, которая поможет в этом разобраться. Более того, мне посчастливилось работать над этими вопросами в одной из ведущих научно-исследовательских организаций, и если вы хотите изучить этот вопрос поглубже, вы можете ознакомиться с результатами этой работы.
И именно из-за своих знаний я изменила свое мнение и отношение к тому, как общаются люди, которые используют для коммуникации печатные устройства, в том числе те люди, которым для этого нужна поддержка. Другими словами, вы можете рассказывать мне о «ненаучности» FC, но знайте, что я очень долго и глубоко изучала эту тему, и я могу рассказать вам мельчайшие подробности всего, что с этим связано – например, феноментологию, эпистемологию и этнографию, связанную с подобными стереотипами. Я могу рассказать вам о патриархальном колониализме и представлениях о джастификационизме. Я могу рассказывать это очень долго, потому что когда-то я была такой же, как и вы, если вы хоть немного на меня похожи.
Спасибо за внимание.
С наилучшими пожеланиями,
Иб.