Источник: Michelle Sutton Writes Автор: Мишель Сеттон

Девушка лежит перед ноутбуком. Текст над фотографией: “Антисоциальная?”
Существует распространенное убеждение о том, что аутичные люди являются антисоциальными. Я постоянно сталкиваюсь с этим стереотипом. Думаю, под словом «антисоциальные» люди подразумевают, что аутичные люди не общаются типичным образом, и поэтому считается, что им не нравится быть рядом с людьми, или что они не могут добиться успехов в чем-то, связанном с общением.
Есть два способа оценки социальных навыков. Один из них основывается на возможности просто общаться с другими людьми, а другой — на том, насколько человек может помочь другому чувствовать себя удобно и комфортно. По-моему, это странный способ оценки социальных навыков. Первый странный из-за того, что мастерство и практика какого-либо одного социального навыка не гарантирует, что человек сможет развить другие социальные навыки. Второе определение социальных навыков кажется мне немного логичнее, но оно не учитывает предвзятость оценки, потому что обычно считается, что у аутичных людей плохо развиты социальные навыки, если они не могут сделать так, чтобы неаутичным людям было удобнее с ними общаться, но при этом если неаутичные люди не могут сделать так, чтобы аутичным людям было с ними комфортно, их социальные навыки все равно считаются достаточно развитыми.
Стереотип о том, что люди, социализация которых не соответствует доминирующим представлениям о «правильной» социализации, являются сами по себе «ущербными», пронизывает многие сферы социальной жизни. Например, стоит сказать кому-то о том, что твой ребенок учится на дому, как тебя сразу же спросят: «Как же он сможет социализироваться, если не будет ходить в школу?»
И в обоих случаях — идет ли речь об аутичной социализации или о социализации при домашнем обучении — я обычно спрашиваю: «а почему вы считаете, что существует только один, единственно правильный способ социализации?»
Существует множество способов социального взаимодействия и оказания социальной поддержки, и ни один из них не является более правильным, чем другой.
Когда родитель аутичного ребенка или специалист по работе с аутичными людьми заявляет, что аутичный ребенок «антисоциальный», я не могу точно сказать, является ли ребенок действительно антисоциальным, или он просто социализировался не так, как этого хотел специалист по вопросу аутизма или родитель этого ребенка.
И при этом я практически на сто процентов уверена, что ребенок не является антисоциальным, и проблема исключительно в том, что нейротипичные взрослые не понимают его способ социализации.
Я уверена в этом от того, что сама являюсь аутичной, и при этом я являюсь частью сообщества аутичных людей, которые общаются друг с другом преимущественно в интернете. Это процветающее и сильное сообщество. Наши взаимоотношения можно назвать по-настоящему дружескими, мы обсуждаем общие интересы, шутим, и рассказываем друг другу важные и иногда даже интимные вещи, касающиеся нашей жизни. Мы поддерживаем друг друга и помогаем друг другу. Иногда мы общаемся один на один, иногда — в небольших группах, иногда — в более крупных группах. И то, что мы не общаемся друг с другом лицом к лицу, не делает наше общение менее «настоящим» или менее ценным.
Еще у меня есть неаутичные друзья. Больше всего я ценю дружбу с тем неаутичным человеком, который не требует от меня «типичного» общения «в реальном мире», и не ждет, что я буду общаться с ним в какой-то компании. Я дружу с несколькими соседями, с которыми общаюсь практически каждый день, но обычно мы общаемся с помощью социальных сетей или текстовых сообщений. Отношения с некоторыми из них для меня крайне важны — это люди, которые помогли мне пройти через самые тяжелые месяцы в жизни. Я вела с ними долгие и очень сокровенные беседы, которые были возможны только из-за того, что они соглашались общаться со мной в письменной форме. Когда я с ними встречалась лично, обычно это были встречи наедине, или в очень небольших группах. Мы не ходим в шумные места, и не занимаемся делами. Мы просто идем в какое-нибудь тихое и знакомое место. И потому что во время общения с этими людьми я могу использовать письменное общение даже когда мы идем куда-то вместе, мне проще общаться и объяснять им свои мысли.
Мой способ дружбы нетипичен, но именно так мне лучше всего удается строить отношения. Мне не надо встречаться с кем-то лицом к лицу, чтобы почувствовать с ним связь. На самом деле личные встречи с людьми чаще всего так перегружают мою сенсорную систему, и поэтому мне приходится их четко дозировать. Из-за этого я могу показаться другим антисоциальной, но я то знаю, что я такой не являюсь. Мне необходима связь с другими людьми. Когда у меня нет ни с кем дружеских отношений, я чувствую, что они мне необходимы. И я счастлива, когда могу нормально общаться с другими. То, что я в основном общаюсь онлайн и с помощью текстовых сообщений, не делает меня антисоциальной.
Мне бы хотелось увидеть, как родители и специалисты по вопросам аутизма стараются приспособиться к аутичному стилю общения, и признают, что для того, чтобы общение было приятным и полезным, оно не обязательно должно происходить в «типичной» форме. Мне нравится, когда люди говорят о важности и полноценности онлайн-дружбы. Мне бы хотелось, чтобы людей меньше стыдили за то, что они много пользуются техникой и долго сидят в социальных сетях. Мне бы хотелось, чтобы родители перестали заставлять детей общаться типичным образом, и чтобы они не принуждали их находиться в больших кампаниях и не засовывали в различные социальные ситуации.
Мне очень нравится, когда детей, которые общаются типичным способом, учат тому, как дружить с теми, кто общается нетипичным способом. Группы по социальному взаимодействию нужны для неаутичных детей, чтобы они научились ценить человеческое разнообразие, противостоять травле и не допускать травлю по отношению к аутичным детям, и научить их тому, что дети, которые выглядят стеснительными или «типичными интровертами» не всегда не хотят дружить. Если кто-то не стремится постоянно со всеми общаться, как другие дети, это не значит, что ему не нужны друзья.
Ведь кто более антисоциальный: тот, кто хочет общаться, но не может общаться так, как общается большинство людей, или тот, кто не хочет общаться с теми, кто немного отличается от большинства и отказывается видеть, что существует множество видов дружбы и множество способов общения?
___
Примечание администрации сайта-переводчика: Стоит заметить, что несмотря на то, что многие аутичные люди хотят обзавестись друзьями, общение интересует далеко не всех аутичных людей, и это совершенно нормально.
Переведено специально для проекта Нейроразнообазие в России.