Когда стигматизируют поведение

Источник: Michelle Sutton Writes
Автор: Мишель Сеттон Переводчик: Валерий Качуров

screen-shot-2017-07-24-at-4-23-40-pm

Рисунок на белом фоне. Группа детей стоит в кругу. Одинокая девочка стоит в стороне. Надпись: “Когда стигматизируют поведение”

Все проявляют какое-то поведение, и все используют его в качестве формы общения. Мы все оцениваем чужое поведение, и какое-то поведение считаем “хорошим”, а какое-то – “плохим”. В разговорах об инвалидах часто обсуждаются вопросы поведения. И очень часто упоминаются такие вещи, как “проблемы поведения” и “терапия поведения”. Но я бы хотела, чтобы люди начали больше говорить о стигматизации поведения.

В словаре написано, что “поведение” – это:

– Способ, которым человек действует и самовыражается, особенно по отношению к другим людям. “Он может поручиться за её хорошее поведение”.

– Способ, которым животное или человек реагирует на определенные раздражители или ситуации. “Пищевое поведение хищников”.

– Способ функционирования механизмов или явлений природы. “Неустойчивое поведение старых автомобилей”.

По моему опыту, когда в разговорах об инвалидах начинают говорить о поведении, разговор сразу становится неприятным. Да, у всех людей есть своё поведение, но поведение инвалидов почти всегда относят к каким-то проблемным категориям, в зависимости от того, как разные люди его воспринимают. Подобные стереотипы используются по отношению к небелым и к беднякам, но в случаях расизма или классизма предрассудки более заметны, чем в случае эйблизма.

Например, аутичным людям навязываются поведенческие терапии и курсы развития социальных навыков. Почему? Потому что естественное поведение аутичных людей кажется нейротипикам чем-то неадекватным. Они воспринимают аутистов как “невежественных”, “грубых”, “антисоциальных” и “опасных”. И когда аутичный человек стимит или переживает мелтдаун, то на это сразу же наклеивают ярлык “проблемного поведения”. Но если не-аутичные люди делают нечто подобное, это считают нормальным.

Когда аутичные люди делают ведут себя подобным образом, то часто они делают это просто из-за стресса или непонимания ситуации. А подобное поведение не-аутичных людей действительно может быть намеренно грубым или оскорбительным. И я не говорю, что аутичные люди не могут быть грубы по своему желанию. Конечно же, могут. Но есть разница между стереотипами о поведении, и тем, что происходит в реальности.

Когда я вижу, что кто-то судит о поведении других людей, то это больше говорит о самом “судье”, а не о тех, о ком он судит. И если большинство людей судит о чём-то неправильно, то это уже проблема общества.

Аутичные люди являются меньшинством, и поэтому их осуждают за их поведение, которое по сути является нормальным человеческим поведением и нормальной реакцией на раздражители, из-за которых они страдают. То, что аутичные люди делают такие вещи более часто и более очевидно, чем не-аутичные люди, тоже не является чем-то плохим, а просто свидетельствует об их отличии от большинства. Но всё равно поведение аутичных людей продолжают стигматизировать и считать проблемой.

Поведение других инвалидов и нейроотличных людей тоже стигматизируется. Это можно увидеть в тех случаях, когда инвалиды начинают защищать себя, и люди без инвалидности говорят им: “Успокойтесь”, “Не будьте агрессивными”, “Говорите вежливо”, “Вы должны смотреть на людей, когда говорите”, “Не жалуйтесь, многим живется намного хуже, чем вам”, “Вы должны быть счастливы, что получаете ту помощь, которая у вас есть”, и т.д.

Это можно увидеть и на примере того, как люди без инвалидности реагируют на проявление сенсорной перегрузки у детей-инвалидов: “Сиди смирно”, “Хватит”, “Успокойся”, “Говори по-человечески”, “Это невежливо”, и т.д.

Это можно увидеть, когда люди говорят об инвалидах, желая им помочь. “Вы пробовали эту диету, чтобы улучшить их поведение?”, “Им просто нужна дисциплина”, “Они просто балуются”, “Это плохое воспитание”, “Есть терапия, которая может вам помочь”, и т.д.

Даже сочувствие людей к инвалидам наполнено стигматизацией: “Бедные”, “Что с ними не так”, “Это сложно понять”, “Не знаю, как они могут так жить”, и т.д.

Все эти выражения являются контролирующими и стигматизирующими. Они наполнены пренебрежением и снисхождением.

Стигматизация приводит к тому, что ответственность за изменение поведения ложиться на инвалидов, и что общество требует от инвалидов, чтобы они вели себя “нормально”.

Хороший пример – курсы обучения социальным навыкам. Там учат тому, как выглядеть более похожими на нейротипиков. Но для нейротипиков нет курсов, где их учили бы понимать и принимать нейроотличных людей.

Например, когда нейроотличный ребенок подвергся школьной травле, то его записывают на курс социальных навыков. Но тех хулиганов, которые травили этого ребенка, не записывают на курс уважения к нейроотличающимся людям. И это несправедливо и нечестно. Само предположение о том, что нейроотличные люди должны быть неотличимыми от большинства людей, уже является стигматизацией.

Другой пример – это процесс внесения изменений в государственные законы. Существует процесс изменения законов, и он достаточно длинный и непрозрачный. И если в ходе этого процесса будут приняты решения, опасные для инвалидов, то что остается делать инвалидам? У них остается только два варианта – либо протестовать против этих изменений, с риском того, что их могут арестовать, либо ничего не делать, и в итоге страдать и умирать из-за этих изменений.

Люди, принимающие законы, могут делать это, совершенно не консультируясь с теми людьми, на жизнь которых эти изменения повлияют. Они даже могут возрождать старые законы, которые были приняты настолько давно, что сейчас никто бы и не подумал, что их можно применять.

Снова и снова мы видим, как люди, принадлежащие к большинству, стигматизируют и не принимают во внимание людей, принадлежащих к меньшинству, обесценивая их потребности, потому что они считают поведение этих людей чем-то неприемлемым. Это результат их безразличия к человеческому разнообразию. И это результат непонимания ценностей и преимуществ разнообразия.

В итоге, люди без инвалидности причиняют вред инвалидам, стигматизируя их поведение, и все из-за того, что не-инвалидам лень разбираться в этом поведении. Поэтому, пожалуйста, почитайте о том, что сами инвалиды говорят о себе, и узнайте, что нейроотличные люди рассказывают о своем жизненном опыте. Если раньше очень не хватало информации об инвалидах, рассказанной самими инвалидами, то сейчас она уже стала легкодоступной, и поэтому больше нет оправданий стигматизации и неправильному восприятию их поведения.

________
Переведено специально для проекта Нейроразнообразие в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *