О невербальности

Источник: Respectfully Connected
Автор: Наоми Калаган  Переводчик: Валерий Качуров

Because-our-goal-isn_t-to-make-her-speak-just-like-everyone-else.-Our-goal-is-to-support-her-while-she-learns-to-communicate-in-the-way-that-is-best-for-her.

Текст на картинке: “Наша цель не в том, чтобы она говорила так же, как все. Наша цель в том, чтобы поддержать её, и чтобы она научилась общаться теми способами, которые лучше подходят для неё”

Если вы читали мои предыдущие посты, то уже знаете, что в моей семье никто не проходит терапию против аутизма. Причины известны – необоснованность этой терапии, и ее сомнительные методы, которые часто не подразумевают уважения к аутичным людям.

Но некоторые люди утверждают, что если мы не проходим терапию, то это значит, что мы ничего не делаем для своих детей. И это странно.

Если мы не проходим терапию, то это значит только то, что мы не проходим терапию. Хотя некоторые до сих пор продолжают обвинять нас в бездействии.

Поэтому в этой статье я расскажу о том, что мы делаем вместо того, чтобы проходить терапию.

1. МЫ ТЕРПИМ.

Если честно, то я считаю, что это самый недооцененный совет для всех родителей.

Помните, что навыки вашего ребенка будут развиваться всю жизнь. И поэтому то, что есть сейчас – это не показатель того, что будет через год, или через 5 лет, или через 20 лет. Просто помните, что развитие навыков требует времени. И будьте терпеливы.

2. МЫ БЕРЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СЕБЯ.

Мы не ожидаем, что дети должны приспосабливаться к нам. Если моя дочь не может что-то сделать привычным способом, то я должна помочь ей найти другие способы, которые для неё подойдут. Я должна дать ей возможность использовать эти способы, и ориентироваться на её возможности.

3. МЫ ОБЩАЕМСЯ.

В нашей семье всегда происходит много разговоров. Никто из моих детей не молчит. Ни подросток, ни семилетний, ни шестилетняя неговорящая, ни моя вторая половинка, ни даже я сама (хотя это зависит от темы). Мы говорим, смеемся, читаем, придумываем истории, поем считалки, и напеваем темы из мультиков и фильмов. (сейчас побеждает Братец Медвежонок, а на втором месте Snapatoonies, особенно когда её включают обеспокоенные родители).

Мы говорим о том, что мы сейчас делаем, что будем делать, и что уже сделали. Мы говорим, что видели в саду, что прочитали, и что услышали по радио. Мы даже разговариваем сами с собой. Поэтому разговоры в нашем доме не прекращаются.

Мы изучаем приложение AAC на планшете. Хотя Ниндзя-Девочка пока ещё не проявляет к ним много интереса, её брат уже составляет самые сложные и иногда очень смешные предложения. Мы позволяем детям самим управлять процессом обучения.

Например, когда мы читаем какую-то историю, и я сажусь к Ниндзя-Девочке и начинаю показывать слова в приложении, то она может просто встать и уйти. Или она может взять планшет, но запустить другую игру и начать играть. Хотя когда её брат изучает AAC, то она прячется, и начинает незаметно подглядывать за ним. И после этого я вижу, что она сама изучает AAC. Но если она видит меня, то сразу встаёт и уходит. Поэтому мы терпеливы.

Мы немного изучаем жестовый язык. Ниндзя-Девочке неинтересно самой показывать жесты, но она внимательно следит за моими руками. А её брат интересуется изучением жестового языка. На локальном телеканале показывают детский мультсериал “Салли и Поссум”, который дублирован на языке жестов, и поэтому я тоже часто его смотрю.

Мы всегда включаем субтитры. Они помогают воспринимать информацию, когда вокруг происходит много сенсорной нагрузки. И они помогают детям учиться читать, и учиться разговорному языку.

И у нас есть доска для букв. С её помощью Ниндзя-Девочка учится выкладывать и произносить буквы. Обычно она приносит нам листок бумаги и ручку, и ждет, пока мы не напишем на листке весь алфавит и все цифры, которые там только поместятся. Потом мы поем песню про алфавит, и она показывает рукой на буквы. Или она берет мою руку, и заставляет меня показывать на буквы. Потом мы перечисляем все цифры. И это повторяется снова и снова. Здесь тоже нужно терпение.

Иногда она показывает на некоторые буквы, и ждет, пока мы их напишем, чтобы получилось слово. В дальнейшем мы хотим сделать карточки с буквами, чтобы она могла сама выкладывать из них слова.

1.2. Мы терпеливы. Потому что изучать язык может быть непросто. В языке многое зависит от контекста, и многое нелогично. Поэтому терпение – наш лучший друг.

4. МЫ ГОТОВЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Возможно, это звучит несколько странно. На практике это означает, что Ниндзя-Девочка иногда хочет увидеть, как мы двигаем ртом, зубами и языком, когда говорим разные звуки и слова. Иногда она хватает мое лицо и начинает дергать за губы, чтобы я начала что-то говорить. Если я неправильно её понимаю, то она закрывает мой рот рукой. В итоге мы часто корчим рожи и издаем смешные звуки, и это весело.

5. МЫ ПОДРАЖАЕМ.

Я думаю, что это естественная часть процесса изучения языка. Но это важно, поэтому я выделяю это в отдельный пункт. Ниндзя-Девочка неговорящая, и при этом очень громкая. Поэтому мы подстраиваемся под неё, и подражаем её звукам, которые помаленьку становятся всё более похожими на речь. Так же, как люди подражают звукам маленьких детей, чтобы говорить с ними и развивать их речь. Часто это становится игрой, и мы изучаем разные способы, как можно двигать ртом и издавать звуки.

6. МЫ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕМ.

Недавно я обнаружила, что не замечала одну важную вещь. За последние полтора года эхолалия стала постоянным явлением в нашем доме. И особенно повторение песен. Ниндзя-Девочка напевает песни из мультфильмов, подражая звукам слов. Чем больше она поет, тем больше эти звуки похожи на слова. Но только месяц назад я увидела, что она подражает не только песням, но и разговорам в фильмах. Раньше я считала, что это просто голосовой стимминг и разговор с собой, но потом стало понятно, что она на самом деле повторяет то, что говорят на экране. Я не замечала этого, пока однажды не увидела, как она сказала фразу одновременно с фильмом, и интонации этих фраз точно совпали. После этого я сразу же вспомнила и другие подобные случаи. Как же я раньше этого не замечала?!

Поэтому важно внимательно слушать. Иногда это действительно сложно, потому что мы привыкли только к одному способу использования языка, и не замечаем, когда язык используется как-то по-другому. Это немного похоже на то, когда вы слышите какой-то незнакомый акцент, и сначала не понимаете его, пока не привыкнете к тому, что в нём ударения ставятся иначе.

Каждый ребенок отличается от других. И это касается не только речи, но и языка тела и всех остальных способов коммуникации. У каждого человека есть свои особенности, и подстраиваться под них – это часть хорошего общения.

1.3. Терпение. Вы уже знаете это. Но я повторюсь ещё раз.

7. МЫ ПРИНИМАЕМ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

Это самая важная вещь после терпения. И одна из самых сложных. У меня были с этим проблемы, как и у моих родственников.
Вам необходимо принять то, каким является ваш ребенок. Если вы не примете это, то не сможете делать никаких уважительных действий по отношению к вашему ребенку. Поэтому просто примите то, что ваш ребенок, возможно, никогда не сможет говорить так же, как говорите вы и большинство других людей.

И это не то же самое, что верить, что ничего никогда не изменится. Это не то же самое, что смириться и ничего не делать. Это значит только то, что вы не будете ставить невозможную цель. Возможно, Ниндзя-Девочка никогда не будет говорить так же, как я, или как мои родственники. А, возможно, когда-то она сможет. Но на самом деле это просто неважно. Потому что наша цель не в том, чтобы она говорила так же, как все. Наша цель в том, чтобы поддержать её, и чтобы она научилась общаться теми способами, которые для неё лучше подходят.

Наша цель в том, чтобы предоставить ей как можно больше вариантов, и чтобы она могла изучить их и найти подходящие для себя варианты общения. Цель – это общение, а не речь. Если она будет использовать речь для общения, то хорошо, мы это поддержим. Если она будет использовать другие способы общения, или иногда речь, а иногда другие способы, то и это хорошо. И мы не ожидаем, что речь будет её основным способом коммуникации. Для неё существуют и другие способы общения. Они существуют и для всех нас, если мы открыты для того, чтобы их принять.

Общение – это одна из самых сложных форм взаимодействия людей. В нём участвует много разных частей нашего организма. Оно может быть и очень красивым, и очень жестоким.

Никто не отрицает, что танцы, музыка, искусство, или написанные слова могут передавать сложные и впечатляющие идеи. Краски, струны и движения тела могут быть наполнены смыслом. И я рада, что у моей дочери есть много разных способов самовыражаться и делиться с нами своими мыслями. К чему бы это ни привело.

(P.S. Терпение.)

____
На русский язык переведено специально для проекта Нейроразнообразие в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *