Автор: Айман Экфорд
В аутичном сообществе апрель считается месяцем Принятия Аутичных Людей.
И я хочу пояснить, что должно означать это принятие, оспорив самые распространенные стереотипы.
– Принятие не означает, что вы должны подстраиваться под аутичных людей. Что вы должны терпеть их мешающее поведение. Вы можете попросить человека не делать то, что мешает вам, и/или окружающим людям.
Вы можете перестать общаться с неприятным для вас человеком, даже если он аутичный. Это нормально и правильно.
Принятие аутизма не дает аутичным людям права мешать вам, абьюзить вас или издеваться над вами. И не принуждает вас общаться с аутистами.
Принятие аутизма означает, что вы не должны абьюзить аутичных людей, что вы не должны мешать им жить, и дискриминировать их.
– Принятие не означает, что аутичные близкие могут требовать от вас, чтобы вы под них подстраивались.
Принятие означает, что вы не должны требовать от них подстраиваться под вас. Хорошие отношения строятся на компромиссе, а не на притворстве и вранье. А компромисс — процесс двухсторонний. И если аутичный человек хочет хороших отношений с вами, ему надо точно так же работать над этими отношениями, как и вам.
– Принятие аутизма не означает, что вы обязаны вести себя аутично. Если вы являетесь аутичным человеком и выбрали путь притворства — что-же, я не советую вам этого делать, потому что это, обычно, слишком выматывающий путь, но это — ваш выбор. Если же вы не аутичный человек… прочтите предыдущий пункт. Ни вы, ни кто-либо другой (включая аутичных людей) не обязан жертвовать естественным для себя поведением, и ни один человек, который действительно является вашим хорошим другом, никогда от вас этого не потребует. Но если вы хотите быть другом аутичного человека, вы не должны требовать этого от него.
– Принятие аутичных детей не означает, что аутичные дети не должны ничему учиться. Точно так же как принятие нейротипичных детей не означает, что они не должны ничему учиться. И если кто-то примет, что вы тот, кто вы есть, он не обязан при этом мешать вашему образованию.
– Принятие аутичных людей не означает, что нельзя лечить их психические и физиологические проблемы. Точно так же как тот факт, что вас принимают, например, как гомосексуала, не означает, что вам не надо лечиться, если вы заболеете. Это только означает что вашу гомосексуальность не считают болезнью, но, скажем, если у вас есть депрессия или грипп, вас надо лечить. То же самое и в случае аутизма — принятие аутизма означает, что аутизм не считают болезнью, но это не значит, что аутичные люди не могут болеть. И их болезни надо лечить — более того, в обществе где принимают аутичных людей, врачи умеют с ними работать и могут оказать им качественную медицинскую помощь.
– Принятие аутичных людей не означает, что вы обязаны брать их к себе на работу исключительно из-за того, что они аутичные. Оно означает, что вы должны смотреть на их навыки, а не на их аутизм, и это хорошо. Вам выгодно не дискриминировать их при приеме на работу, точно так же, как вам выгодно не дискриминировать евреев или чернокожих. И среди евреев, и среди чернокожих, и среди аутистов есть классные специалисты и просто людей, которые могут приносить прибыль вашей компании. Инклюзивность — выгодная инвестиция. Сегрегация не выгодно никому. Вам стоит просто отказаться от предрассудков, и смотреть на человека, а не на национальность, расу или нетипичное поведение.
– Принятие аутичных людей и депатологизация аутизма не означает, что аутизм не является инвалидностью. Инвалидность и болезнь — разные вещи. Если бы все люди были аутичными, у нас просто было бы другое общество, поэтому аутизм — не болезнь. А вот рак — болезнь, потому что если бы все люди болели раком, они бы просто вымерли. Депрессия — болезнь, потому что если бы у всех была депрессия, всем было бы тяжело. Депрессия и рак мешают сами по себе.
Аутичным людям мешает не аутизм, а стереотипы и отсутствие инклюзии.
Из-за отсутствия инклюзии аутизм является инвалидностью, и он будет инвалидностью, пока инклюзия не станет чем-то само собой разумеющимся. Потому что инвалидность — социальный и правовой конструкт, а не медицинское явление. Она характеризует скорее общество, чем людей с определенным состоянием. Инвалидность есть у тех, под чьи физические и когнитивные особенности это общество не приспособлено, а не у тех, с кем «что-то не так». Проблемы отсутствия инклюзии — такие же социальные проблемы, как расизм, сексизм и антисемитизм, и с медициной они имеют мало общего. Люди могут быть инвалидам как из-за болезней или расстройств, так и из-за просто нетипичных особенностей. Ведь, в конце концов, в обществе глухих тот, кто может слышать, был бы инвалидом, потому что там все было бы рассчитано на глухих, но умение слышать – не болезнь, верно?
***
Принятие аутичных людей означает, что вы должны принять как факт, что все люди разные, и некоторые люди являются аутичными. Каждый сотый человек аутичный. Это не хорошо и не плохо. Это просто факт. У людей разный нейротип, точно так же, как у них разная культура, сексуальная ориентация, цвет кожи, гендерная идентичность, религия… И мы должны это принять, чтобы нормально сосуществовать. Вот суть Принятия аутизма.
Надеюсь, вы это поняли. Удачного вам Месяца Принятия Аутичных Людей.