Источник: Autistic Women & Nonbinary Network (AWN)
Автор: Риз Пайпер
Keep the Change («Не надо сдачи» — возможный русский вариант перевода названия фильма) — трогательная история любви двух аутичных взрослых, которых (представьте себе!) играют аутичные актеры. Это милый и забавный фильм, в котором уделяется внимание тому, что значит быть аутичным человеком в мире нейротипиков. Именно такой фильм давно ждало аутичное сообщество.

На фото два со спины показаны два актера, играющие главные роли в фильме. Они идут по тротуару, держась за руки
Роман Дэвида (Брэндон Полански) и Сары (Саманта Элисосфан) начался в Нью-Йорке, на Бруклинском мосту. Они познакомились на встрече поддержки аутичных людей в Еврейском Общинном Центре Jewish Community Center (JCC) на Манхеттене. Дэвид ходит на эти встречи по решению суда, после того как он доставал полицейского шуткой про поросенка. Вначале он не хочет идти на сближение с группой, предпочитая казаться «нормальным», но постепенно, во многом благодаря своей новой возлюбленной, сближается с ребятами из сообщества.
Веселая, любящая и общительная Сара является прекрасным примером того, какими бывают аутичные женщины. Она помогает Дэвиду сломать защитные барьеры, которые он строил всю жизнь, чтобы притворяться неаутичным человеком. На протяжении фильма вы увидите, как он постоянно борется ради того, чтобы замаскировать свои тики, и старается прийти в себя после того, как нейротипичные женщины снова посчитали его шутки неуместными.
Их роман развивается слишком быстро. Они переживают конфузы, которые никак не связаны с инвалидностью, но при этом их история показывает, как предосудительное отношение к отличиям может вредить отношениям.
Во многих фильмах с аутичными персонажами аутисты обычно показаны как бремя для окружающих людей. Но Keep The Change отклоняется от этой тенденции и подчеркивает, как сильно предвзятое отношение вредит аутичным людям — и это радикальный поворот в репрезентации нейроотличных людей в кино.
Режиссер фильма Рэйчел Израэль вовлекла в создание сценария сообщество JCC, и отправила нас в путешествие, в котором мы можем наблюдать за ростом и трансформацией персонажей. Я задала ей несколько вопросов о ее фильме (который сейчас идет в Quad Theatre в Нью-Йорке и в Сан-Франциско).
Ниже вы можете ознакомиться с нашей беседой.
Риз: Что вас толкнуло на создание фильма?
Рейчел: Идея создания фильма появилась благодаря моим отношениям с Брэндоном Полански, исполняющим главную роль. Я знаю его уже 17 лет, и все это время он мечтал найти себе девушку. Он встретил свою первую серьезную любовь в
JCC около 8 лет назад. Я была вовлечена в драму, развивающуюся вокруг этих отношений и была этим по-настоящему тронута.
Выбирая ему партнерку для фильма, мы выбрали Саманту Элисосфан. На самом деле, она не была его девушкой, но она тоже была из JCC и они могли бы полюбить друг друга. Так что я вначале выбрала то же сообщество, и построила вокруг этого сообщества свою историю.
Очень важен тот факт, что это художественный, а не документальный фильм, и поэтому персонажи являются выдуманными. Но при этом ситуации, происходящие с персонажами, могли бы вызвать у актеров сильные эмоции.
Риз: Считаете ли вы важным, чтобы большинство актеров были аутичными?
Рейчел: Думаю, что когда мы создаем историю об аутичных персонажах, важно чтобы актеры были аутичными. Я знаю Брэндона уже много лет, но он единственный хорошо известный мне человек в спектре. И даже несмотря на то, что я знаю Брэндона, я не очень много знаю об аутизме, и сейчас я знаю в основном о том, что аутизм может быть очень разным. Очень сложно играть кого-то в спектре.
И я хотела воспроизвести свой опыт открытий, потому что мы редко встречаем подобное в художественных фильмах. Думаю, эффект должен быть мощным.
Риз: Мне этот фильм понравился тем, что он переворачивает «мейнстримный» сюжет и обычный способ репрезентации аутизма. Очень часто аутичных людей показывают бременем для окружающих, но в Keep The Change все наоборот. Тут показано, как окружающие мешают аутистам. И именно это мне и нравится.
Рейчел: Большая часть аутичной репрезентации заканчивается на том, что сюжет вращается вокруг родителей, братьев и сестер аутистов, а не вокруг самих аутичных персонажей. От этого может показаться, что аутичные люди скучные и слабые, потому что в фильмах речь идет прежде всего не о них.
Риз: Кажется ли вам, что ваш фильм может способствовать улучшению репрезентации аутичных женщин?
Рейчел: Я на это надеюсь! Я просто влюбилась в Саманту. Мне нравится ее сила. Когда вы ее встречаете, то видите, какая она живая и светлая, и чем больше вы с ней работаете, тем больше ощущаете силу всего этого. Персонажей в спектре вообще мало, а персонажей-женщин в спектре и того меньше (потому что их не так много, или потому, что их реже диагностируют).
Риз: Мне Сара нравится как персонаж, но мне ближе Дэвид. Он кажется «высокофункциональным», но глядя фильм вы замечаете, ЧЕГО ему стоит это притворство «нормальным». Надеетесь ли вы на то, что этот фильм поможет обществу понять, что для аутичных людей значат попытки «вписываться» в общество?
Рейчел: У Дэвида очень многое устроено на защитных механизмах. Когда у него проявляется тик, он говорит: «о, я просто чихнул», и постоянно переплачивает из-за проблем с математикой. Но у него есть множество защит, которые он выработал для того, чтобы быть менее уязвимым. Он может с этим справляться только когда ему приходится заботиться только о себе. Я хотела использовать его отношения с Сарой, чтобы показать, что когда вы любите кого-то и заботитесь о ком-то, может быть сложно справляться со всеми этими защитами и с отношениями одновременно.
Еще я надеюсь, что этот фильм окажется для всех эмоционально близким, и хотя я не всегда понимаю своих актеров, я им очень сопереживаю. Так что, надеюсь, что я смогла сделать так, чтобы люди, которые смотрят фильм, смогли испытать то же самое.
Риз: И именно это показалось мне прекрасным. Вначале фильма может показаться, что Дэвид более «высокофункциональный», чем Сара, но в конце вам становятся ясно, что ярлыки функционирования устарели.
Рейчел: Согласна! Мне тоже не кажется, что есть смысл в таких терминах как «высокофункциональные» и «низкофункциональные».
Риз: Почему вы решили построить сюжет вокруг истории любви?
Рейчел: Он был вдохновлен реальной историей любви, которая позитивно повлияла на Брэндона. Потом, задумавшись об этом глубже, я поняла, что очень важно показать влюбленного аутичного персонажа, потому что подобное редко показывают в фильмах. Существует множество стереотипов о том, что аутичные люди не способны на любовь. И до того, как я встретила Брэндона, я тоже так думала.
Мы с Брэндоном дружили около года, когда он сказал мне, что он в спектре. Я бы никогда об этом не догадалась — я знала об аутизме не так уж много, и все, что я знала, было основано на фильмах, и поэтому я считала, что аутичные люди не способны на отношения, романтику и дружбу.
И, кроме того, это просто фильм о любви.
________________
На русский язык переведено специально для проекта Нейроразнообразие в России.