Автор: Айман Экфорд
Я уже устала возвращаться к этой теме, но, увы, мне приходится поднимать ее снова и снова. С темой аутизма снова и снова соприкасаются родители недавно диагностированных детей, и все время появляются новые учителя, к которым впервые попадают аутичные дети. И, конечно же, многие родители, учителя и специалисты, которые уже давно интересуются аутизмом, с трудом запоминают простые истины, о которых пойдет речь в этом посте.
О них мало говорят, и они довольно табуированы в нашей культуре. Но о них важно помнить всем родителям, и всем людям, которые работают с детьми. Даже если вы не уверены, что эти дети аутичны, и что у них есть какая-либо другая инвалидность. На всякий случай.
Итак…
– Если ребёнок не отвечает на ваши вопросы, это не значит, что он вас игнорирует.
(Хотя такой вариант тоже возможен, но считать игнорирование единственной причиной отсутствия ответа просто глупо).
– Если ребёнок не может пересказать текст, это не значит, что он его не понял.
(Возможно, и не понял, а возможно – понял идеально)
– Если ребёнок мало говорит, это не значит, что он не любит говорить или не хочет общаться.
(Может и не хочет, а может, хочет этого больше всего на свете).
– Если ребёнок не комментирует происходящее, это не значит, что ему нечего сказать.
(Может – и нечего, а может – он хочет сказать нечто очень важное).
– Если ребёнок не высказывает свою позицию по какому-либо вопросу, это не значит, что ему этот вопрос безразличен.
(Возможно, он имеет для него жизненно важное значение).
– Если ребёнок не может объяснить причину своего поведения, это не значит, что он ее не знает, или что у его поведения нет причины.
(На самом деле, причина есть у любого поведения).
– Если ребёнок не может описать свои чувства словами, это не значит, что у него нет чувств.
(Потому что все люди что-то чувствуют).
У ребенка могут быть проблемы с речью. Ему может быть сложно формулировать свои мысли словами, понимать, какие слова использовать и в каких ситуациях, когда и что следует говорить, как использовать слова, обозначающие эмоции и другие абстрактные понятия. В конце концов, ему может быть в принципе тяжело говорить. Физически тяжело.
Такие проблемы есть не у всех, но очень у многих аутичных людей. Есть те, у кого только одна из перечисленных мною проблем, а есть те – у кого все и сразу. Но в любом случае, они очень распространены среди таких, как я.
Но, конечно, такие проблемы бывают не только у аутичных людей, а и у различных людей с различными речевыми сложностями. А проблема с пониманием и подбором слов, обозначающих эмоции, называется алекситимией, и вообще довольно часто встречается у людей с ментальными и нейрологическими диагнозами, и даже есть у тех, у кого нет других проблем с речью.
Могут быть и другие причины сложностей с «обратной связью». Ребенку может быть сложно распознавать информацию на слух. Отделять ваши слова от окружающего шума. Понимать смысл услышанных слов.
Такие особенности тоже встречаются не у всех аутистов, хоть они и распространены среди нас. Кроме того, они встречаются не только у аутистов, а и у людей с различными нейрологическими и слуховыми отличиями от общепринятой медицинской нормы.
При этом некоторые люди с речевыми проблемами и со сложностями обработки слуховой информации не знают о причинах своих отличий. Особенно в странах бывшего Советского Союза, в которых люди плохо информированы о нейрологических отличиях и, помня о советской «карательной психиатрии» и эйблизме постсоветского общества, боятся вести своих детей к специалистам из-за подобных проблем, если эти проблемы не очень ярко выражены.
Но все же, если у ваших детей есть подобные особенности, я очень советую вам обратиться к хорошему специалисту. Это может помочь и вам, и вашему ребенку понять суть его отличий, и придумать способ аккомодации, который мог бы улучшить его качество жизни, и уменьшить количество недоразумений, которые, вероятно, возникают у него при взаимодействии с обществом.
Если же вы учитель, тренер, врач или дальний родственник, встретивший ребенка (или взрослого) с подобными особенностями коммуникации, вам не так важно понимать причину этих особенностей. Гораздо важнее не забывать, что:
– Речь далеко не всегда не отражает понимание и уровень развития интеллекта.
– Возможность воспринимать устную речь не связана с уровнем интеллекта* и возможностью понимать какие-либо другие формы подачи информации.
Если вы будете это помнить, многим людям – и не только детям, и не только аутичным, – будет гораздо проще с вами взаимодействовать.
____
P.S.
*Я ни в коем случае не хочу сказать, что люди с интеллектуальной инвалидностью «хуже» людей без интеллектуальной инвалидности. Я только хочу напомнить, что устная речь, возможность воспринимать информацию на слух и уровень интеллекта – три совершенно разные вещи.