(Интересная и редкая статья о личном опыте множественного человека (человека с диагнозом «диссоциативное расстройство»), о том, как они воспринимают своё состояние, и как работает их мозг)

Авторы: Керри Докинз, Джеймс Докинз и Лилли Гиа-Уилберфорс.
✅Вопрос: Кто вы и как вы здесь оказались?
Ответ: Мы – множественная система: несколько людей, разделяющих один мозг. Многие люди знают о множественности как о МРИ (множественное расстройство идентичности) или как о ДРИ (диссоциативное расстройство идентичности), но мы не считаем множественность патологией. Более того, мы считаем, что это адаптивным механизмом. То, что мы есть друг у друга, дало нам систему поддержки, которой бы иначе у нас не было. Для нас множественность — это когнитивное отличие, которое мы предпочитаем рассматривать как преимущество, а не как недостаток. Наличие друг друга позволило нам добиться большего, чем мы могли бы когда-либо до того, как осознали себя в 2006 году.
Мы разделяем ответственность сообща, хотя некоторые из нас обладают правом вето.
Нет никакого: «я во глава всего», есть просто мы. Мы предпочитаем определение «люди», а не «альтеры», «личности», «части» или «эго-состояния». Мы не хотим интегрироваться или соединять себя в некую единую идеализированную личность. Мы не считаем, что это возможно в случае нашей системы, и, опять же, быть «другим» само по себе — не преступление, и поэтому мы против лечения, которое состоит в том, чтобы уничтожить отличия от статистической нормы без какого-либо понимания того выгоды/вреда, который это может нанести человеку/системе.
✅Вопрос: Как вы появились?
Ответ: На самом деле, мы понятия не имеем как именно мы возникли, но мы считаем, что значительную роль в нашем происхождении сыграли травма и стресс. Лучше всего нас можно описать как несколько разных самовосприятий, появляющихся и развивающихся с течением времени. Но, вне зависимости от нашего происхождения, мы хотим просто жить, будучи такими, какие мы есть, и жить настолько хорошо, насколько это возможно. Будь мы разными душами, появившимися благодаря вызванному травмой расщеплению одной души, или наш способ развития – это способ естественного для нас формирования личности (или комбинация этих факторов), мы существуем и собираемся взять из данной нам жизни максимум.
✅Вопрос: Как это работает?
В нашей системе люди выходят вперёд для того, чтобы занять свою очередь в управлении жизнью. Мы разделяем обязанности по дому: мы готовим, оплачиваем счета, делаем домашнюю работу, сдаем экзамены, убираем дома (ладно, иногда убираем). Мы разделяем наши проекты и вносим свои идеи. Это сосуществование, основанное на сотрудничестве, которое мы очень ценим. Иногда мы проводим переговоры друг с другом для принятия наиболее важных решений, но при этом чаще всего право вето есть у тех людей, который «выходят» [во внешний мир] чаще всего.
✅Кто вы как личности?
У нас, как и в любой другой группе людей, есть люди с разными интересами и чертами характера. Некоторые из нас оптимистичны и полны надежды. Другие – циничны и саркастичны. Некоторые борются со своим пессимизмом. Среди нас есть атеисты, агностики и язычники: Кэрри, Ричард, Эм и Явари атеисты (но Кэрри нравится магия, а Ричарду и Явари — нет). Ноэль — атеистически настроенный агностик. Лилли — язычница, а Джеймс и Хесс считают себя в значительной степени духовными людьми. У нас разные политические убеждения, хотя у нас есть некоторый консенсус в вопросах прав человека. Все мы склоняемся к левым взглядам, но при этом у нас разные взгляды на левизну. Этические стандарты у нас тоже разные: Ноэль пацифист, а Кэрри с Джеймсом разделяют более прагматичный взгляд на внешнюю политику. Кэрри и Ноэль не едят красное мясо, а Гесс, Джеймс, Эм и Лили его обожают. Ричард же не ест свинину.
(Интересно, что среди нас никогда не было республиканцев. Точнее, один из нас был, но он продержался всего несколько месяцев).
Причина этих различий очень проста – мы разные люди, и как любые другие люди мы отличаемся друг от друга. При этом у нас есть и кое что общее: например, мы все увлекаемся интеллектуальными исследованиями, многие из нас художники или писатели, только у некоторых из нас скептично-рационалистические философские взгляды, и большинство из нас определяет себя как политически левых. Это нас объединяет как группу людей, но это не делает нас «одним человеком». Когда у вас есть группа людей с общей целью, вы обязательно найдёте что-то общее.
Если вы хотите узнать о нас больше (как о личностях) – просто поговорите с нами. Постарайтесь узнать нас как индивидуумов, а не просто как коллектив. Узнайте как нас зовут, и используйте эти имена. Если вы пытаетесь найти различие между разными людьми, мы можем помочь. У большинства из нас разные акценты и высота голоса, когда мы говорим о себе и от своего лица. Некоторые отличия более заметны, чем другие, но если вы хотите понять, кто именно с вами разговаривает, не стесняйтесь спрашивать — мы будем рады пояснить. Более того, нам нравится, когда люди пытаются разобраться, кто есть кто. Относитесь к нам как к личностям, а не как к единому конгломерату.
✅У вас есть «внутренний мир»?
Да. В общем, мы представляем это как субъективное место у нас в голове, где мы проводим время пока кто-то один из нас выходит вперёд. (И если точнее, то это «миры» – они довольно сложные). Мы считаем обсуждение этого нашего личного пространства слишком личной темой, но да, оно существует, и это для нас очень важно.
____
На русский язык переведено специально для проекта Нейроразнообразие.