Айман Экфорд
Мне очень сложно найти психотерапевта, и не только потому что всем почему-то кажется, что мне нужен специалист по аутизму (с которым у меня проблем нет), а не по травме и тревожности (с чем проблемы как раз есть), а ещё и потому, что я рассуждаю логичнее, чем стереотипный травмированный нейротипик.
Я часто сталкивался с тем, что у аутичных людей лучше развито критическое мышление и они лучше понимают себя, чем нейротипики.
К тому же аутисты с очень плохим пониманием доминирующей культуры обычно легко понимают, если они делают что-то, потому что «так принято», а не потому что им это удобнее. Поэтому выбор, вызванный травмой, легче осознать как навязанный.
Если вдобавок к этому аутичный человек достаточно уверен в себе, чтобы говорить о своих проблемах и у него достаточно для этого развита устная речь (или если врач читает письменные объяснения), и если проблемы у аутиста довольно типичные, и он понимает как о них принято говорить среди специалистов, то…
То не важно какой уровень у него проблем. Человек может находиться на грани полной недееспособности, но со стороны специалисту будет казаться, что все более-менее нормально.
У меня два раза было подобное: первый раз — в России, когда работал с психологом. У меня была недиагностированная диссоциативка, навыки бытовой жизни были настолько «развиты», что я (ну или точнее тот альтер, что рулил телом), не мог разогревать еду и вымыть вилку. Принимать душ чаще чем раз в неделю воспринималось для этого альтера как нечто почти невыполнимое. ОКР было практически на всем, на чем только можно и нельзя, почти все общение переходило в разговоры по кругу. Но от того, что этот альтер понимал, что ОКР — это ОКР, и знал, как обсессивно-компульсивные циклы работают, у психолога складывалось ложное ощущение того, что у клиента все под контролем.
При этом у нас (у меня и других альтеров — буквально у всех нас) в те годы не было даже таких элементарных навыков, как скажем брать паузу когда нас «клинит», обращать внимание на дыхание в течении минуты, не отвлекаясь на посторонние мысли и осознавать, в безопасности ли мы, удобно ли нам и чего мы на самом деле хотим в данный момент. Да, под «хотим» – речь не о глобальных целях а о том, что в середине цикла мы не понимали, надо ли нам в туалет и хотим ли мы попить воды.
В Англии ситуация стала получше. Я в целом справлялся лучше того альтера, я уже проходил психотерапию, я умею отслеживать эмоции, выполнять техники «заземления», брать паузу если меня затриггерили и прочее…
При этом все равно у меня бывают проблемы с контролем, депрессивные эпизоды и периоды очень сильной паники.
Для того, чтобы попасть к бесплатному психотерапевту, надо для начала рассказать о проблемах GP (это как участковый врач в России), и уже он высылает направление.
Но когда я в моменты самых серьёзных кризисов приходил в клинику, рассказывал про состояние и честно отвечал на вопросы о том, какие причины и какими техниками я пользуюсь, чтобы стало лучше, я слышал в ответ про то, какой я крутой и как «классно» справляюсь.
Скажу прямо и честно — похвала мне приятна.
Но при этом мне не нравится, когда мои навыки выставляют как «хорошо справляешься», потому что я знаю, что я справляюсь не очень и мне нужна помощь. Хорошо что в последней клинике был готов искать информацию о благотворительных организациях, помогающих при менталках, а не просто довольствовался этим «справляетесь круто».
В прошлой же клинике меня вообще вместо очереди на бесплатную психотерапию записали на диагностику к специалисту по аутизму (диагностировать надо было ДРИ, а он не умел). И говорили, как я хорошо справляюсь, вместо того, чтобы делать все, чтобы моя очередь на бесплатную психотерапию подошла быстрее. Но проблема тут не в больших очередях и не в бюрократии.
Проблема в стереотипном мышлении врачей. Я понимаю, что у большинства нейротипиков логика «отключается» раньше, чем у меня, и «эмоциональное» мышление очень сильно перекрывает логическое. Я знаю, как подобное состояние ощущается.
Мне повезло, что у меня оно бывает только непосредственно после триггера. Но то, что через пару часов я уже могу взглянуть на проблему «со стороны», не значит что проблема менее серьезная. Это значит что я просто понимаю, насколько мне хреново. И это может быть даже ещё более неприятно.
И ещё получается очень странная вещь – если аутичный человек понимает себя плохо, или понимает хорошо но не может описать это словами, специалисты считают что у него «плохое понимание себя», и списывают это на аутизм.
А если аутичный человек учится говорить о своих проблемах общепринятым способом, внезапно оказывается что они могут быть «недостаточно серьезными», потому что человек их понимает «слишком хорошо».
В обоих случаях проблемы человека обесценивают, и человека «наказывают» за аутичность.
В общем, получается очень интересная и несправедливая штука, когда мне либо отказывали в помощи (в России), либо преуменьшают необходимость психотерапии (в Англии), и все только потому что я ЗНАЮ, что мне надо, и ЗНАЮ, в чем у меня основная проблема.